{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Все свободны, или Шесть альбомов, которые примирят вас с фри-джазом

Нет мелодий, формы, развития. Это музыка вообще? Конечно. Так называемый фри-джаз — тотальная импровизация на ровном месте, крик израненной души. Фри-джаз — это как абстракционизм в живописи: один раз возникнув, остался скандальным навечно.

В 2007 году один из отцов фри-джаза Орнетт Коулман получил «Грэмми» за достижения в течение жизни. А вообще у музыкантов жанра наград маловато, они такой вечный андеграунд. И переводчики «не в теме» до сих пор называют free jazz каким-то философским «свободным джазом». Любой джаз свободен, иначе это не джаз, а обычная инструментальная поп музыка. Здесь же free — это не только про свободу в музыке, но и про свободы политические и расовые. Пафос борьбы двигал этими музыкантами, был свойствен тому времени, но это отдельный глубокий вопрос. А стоит для начала просто что-то послушать из фри-джаза. Лучше — хорошее.

Ornette Coleman «Free Jazz» (1961)

Собственно, альбом главного фриджазиста, альт-саксофониста Орнетта Коулмана, с программным названием. Метод доведен до абсолюта, настоящий tour de force для профессионалов. Тут даже в разных каналах стерео играют разные музыканты, причем буквально — в одном Коулман, в другом — Эрик Долфи, Скотт ЛаФаро/Чарли Хейден и так далее. Это по идее Коулмана называлось «двойной квартет». При всем при том сохраняется некая плотность и фанковый «кач». Да, трудно играть черт-те что, когда знаешь, как правильно…

Орнетт Коулман, ниспровергая традицию, сам заложил новую традицию — например, его «угловатой» фразировкой потом играли многие, в том числе Джон Зорн.

Cecil Taylor «The World of Cecil Taylor» (1960)

Сесил Тейлор — один из родителей фри-джаза и точно главный пианист этого стиля. В этом раннем альбоме еще и Арчи Шепп на тенор-саксофоне. Жесткие фортепианные аккорды как будто специально не попадают в то подобие мелодии, что ведет мастерски захлебывающийся саксофон — антиаккомпанемент.

Albert Ayler «Spiritual Unity» (1965)

Альберт Эйлер — это совершенно культовый человек. Это просто Джимми Хендрикс фри-джаза: умер рано, все на него молятся, постоянно выходят какие-то бутлеги, в общем, история продолжается. Записанный за одну сессию в июле 1964 года «Spiritual Unity» — это один из главных его альбомов. На басу тут вполне «нормальный» джазмен Гэри Пикок; Чарли Хейден тоже играл и фри, и боп, но все ж примеров такой всеядности очень мало. 

Pharoah Sanders «Black Unity» (1971)

«Unity», единство, а также духовность — эти слова не случайно фигурируют в названиях фри-альбомов и композиций. Борьба, единение, возрождение традиций, свобода и так далее — вот за что боролись все эти экстравагантные афро-американские музыканты в пестрых одеждах. Саксофонист Фароа Сандерс формально относится и к фри, и к просто продвинутому джазу — записывался, в частности, с Джоном Колтрейном. Такая в общем переходная фигура.

Весь этот альбом — одна композиция (настоящий фриджазовый подход!). Ее для виниловой пластинки разбили на две части, просто по живому разломали, а при переиздании на CD, слава богу, дали целиком. Примечательно, что на басу здесь играет молодой Стэнли Кларк, будущий корифей джаз-рока.

Anthony Braxton «Saxophone Improvisations Series F» (1972)

Два CD тотальной сольной саксофонной импровизации. Не каждый выдержит! Корифей фри Энтони Брэкстон тут — как поэт-битник, который вопит о мировой боли. Музыкант он совершенно удивительный — иногда не верится, что это один человек играет на одном инструменте. А записано, к слову, за один февральский день во Франции без дублей и наложений.

Альбом — хороший пример именно вот этой спонтанной импровизации в одиночестве на сцене, когда идеи рождаются на ровном месте и захватывают внимание слушателя.

Art Ensemble of Chicago «Fanfare for the Warriors» (1973)

Авангардисты, которые назначили себя не разрушителями традиций, а их возрождающими. Все это они, правда, понимали очень по-своему. Дело в том, что группа Art Ensemble of Chicago — из недр такого широкого неформального творческого объединения под названием The Association for the Advancement of Creative Musicians (Ассоциация продвижения креативных музыкантов). И вот там считалось, что у настоящего джаза а) африканские корни, б) это свободная коллективная импровизация, как в Новом Орлеане в начале века.

Этот альбом — один из лучших в дискографии группы. Энергичный, яростный, в ярком звуке. И — идеальный пример их творческого метода: разломать джаз на кусочки, чтобы потом собрать заново.

Источник

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}