«Getz/Gilberto» – совместный альбом американского саксофониста Стэна Гетца и бразильского гитариста Жоао Жилберту при участии пианиста и композитора Антонио Карлоса Жобима, вышедший в марте 1964 года. Это один из самых коммерчески успешных альбомов в истории джаза, одновременно представивший широкой западной аудитории бразильский жанр босса-нова.
Босса-нова возникла в конце 50-х в Бразилии путем объединения музыкальных приемов самбы и джаза. Первой песней в истории жанра считается «Chega de Saudade» Элизет Кардозу, музыку к которой написали как раз Жилберту и Жобим. Новое течение быстро стало популярным у себя на родине, а Жилберту и Жобим главными музыкантами жанра.
В Америку босса-нову привез басист Дон Пэйн в 1961, игравший в то время с Тони Беннетом и вернувшийся с ним из поездки в Бразилию с несколькими пластинками жанра. Он показал их своему другу, саксофонисту Стэну Гетцу, который был настолько очарован этой музыкой, что тут же решился записывать босса-нову на американской земле. В 1962-м году у Гетца вышли два альбома «Jazz Samba» совместно с гитаристом Чарли Бердом и «Big Band Bossa-Nova». Новый звук всколыхнул американскую джазовую сцену, находившуюся в состоянии кризиса. Альбомы, вдохновленные бразильским звучанием, в тот же год выпустили также Квинси Джонс, Оскар Кастро-Невес и Инок Лайт. Растущая популярность жанра в США развивалась без участия бразильских музыкантов, что приводило к ошибкам в музыкальных интерпретациях, неправильно сыгранным гармониям и мелодиям. При этом в самой Бразилии популярность жанра уже пошел на спад.
В ноябре того же 1962-го в Карнеги Холл в Нью-Йорке с громким успехом прошел концерт «Новый бразильский джаз», в котором приняли участие Жилберту, Жобим, а также Луис Конфа, Роберто Менескал и Серхио Мендез.
Совместная запись главного популяризатора босса-новы Гетца и пионеров жанра Жилберту и Жобима рассматривалась как совмещение американской джазовой традиции, из которой босса-нова выросла, с трепетной передачей ее истинной натуры. Кроме Гетца остальной состав музыкантов составляли исключительно бразильцы. Запись состоялась 18 и 19 марта 1963-го и несмотря на напряженную обстановку во время процесса, так как деликатный стиль исполнения Жилберту конфликтовал с более напористой манерой игры Гетца, выпущенный годом позже альбом стал настоящей сенсацией.
«Getz/Gilberto» стал одним из самых коммерческих успешных джазовых альбомов в истории и получил три Грэмми. В том числе впервые джазовая пластинка была удостоена граммофона как «Лучший альбом года». Второй и пока последний раз джазовый альбом был отмечен этой наградой лишь 43 года спустя. В 2008 приз забрал «River: The Joni Letters» Херби Хэнкока. Большая часть песен альбома стала босса-нова стандартами, а увенчана пластинка воздушной «The Girl From Ipanema», как утверждают некоторые источники, второй самой часто перезаписываемой песней в истории после «Yesterday» The Beatles, которую впоследствии исполняли, например, Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.