Делимся материалом, в котором автор заметил несомненное очарование джаза в российсом кино. И мы с ним не можем не согласиться!
История джаза началась в конце XIX века в США. Вообще, это музыкальное течение представляет собой синтез африканской и европейской культур, а его характерной чертой является импровизация. Стилей в джазе множество, за все годы своего существования он постоянно трансформировался, совершенствовался и, конечно, находил свое воплощение в различных формах искусства — и в литературе, и, разумеется, в кино.
В России джаз начал распространяться в начале 20-х годов XX века.
В 1922 году поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, устроил концерт Первого республиканского джаз-банда. Разумеется, советские музыканты мало были тогда осведомлены, что такое джаз и как его играть, но, поскольку в джазе немаловажную роль играет импровизация, они справились со своей задачей неплохо. Предварительно послушали граммофонные записи американских музыкантов и на их основе создали что-то свое. И очень заинтересовали театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, который пригласил «джаз-банду» участвовать в своих спектаклях.
Эти авангардные выступления не прошли мимо знаменитых писателей-острословов Ильфа и Петрова, и они вывели их в качестве эпизодических персонажей в своих «Двенадцати стульях». Помните вооруженных «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда, которые увлеченно «творили звук» в экспериментальной «Женитьбе», которую были вынуждены неоднократно посмотреть охотящиеся за бриллиантами Киса Воробьянинов и Остап Бендер?
Кадры из фильма «Мы из джаза»
Очень тепло, с добрым юмором и нежной иронией о первых шагах советского джаза рассказал в своей изумительной картине «Мы из джаза» Карен Шахназаров. Герой фильма, студент Одесского музыкального техникума Костя Иванов, увлечен джазом и мечтает создать свой коллектив. Нелегко приходится парню, и музыкантов он подобрал сомнительных, распевающих на улице за деньги «А у окна стоял мой чемоданчик» и ни сном ни духом не помышляющих о высоком искусстве. И начальство постоянно «вставляет палки в колеса». И удачное знакомство с заморской певицей Клементиной Фернандес, сулившее большие творческие перспективы, оборачивается в итоге ничем. Но Костина искренняя любовь к джазу побеждает, он все-таки добивается своего и в финале вместе со своими музыкантами, ставшими ему настоящими друзьями, играет джаз.
В картине было использовано много джазовой музыки в исполнении эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла, а также архивные записи 1920-х годов. Оригинальные песни для фильма — «Старый рояль» и «Спасибо, музыка» — написал композитор Марк Минков.
Роль джазового мечтателя Кости сыграл Игорь Скляр, и по сей день «Мы из джаза» является одним из самых значимых фильмов в его кинокарьере. А певица Лариса Долина появляется тут в образе блистательной певицы Клементины, которая легко находит общий язык с веселыми музыкантами и не отказывается выпить с ними «пивка».
Песни в картине исполняют Игорь Скляр, Лариса Долина, Ольга Пирагс.
А легендарные куплеты «про чемоданчик» спел оператор фильма Владимир Шевцик. И конечно, вспоминая эту работу, нельзя не упомянуть эпизодическое появление там гениального Евгения Евстигнеева в образе криминального авторитета Папы, большого любителя джаза!
А вообще, в советском кино джаз впервые прозвучал в 1934 году в картине Григория Александрова «Веселые ребята».
Незамысловатая история о том, как пастух Костя стал дирижером джазового оркестра, а домработница Анюта — певицей, имела большой успех у зрителей. Причем не только в СССР: у фильма был и зарубежный прокат, там она выходила под названием «Москва смеется». В картине принимал участие джазовый коллектив Леонида Утесова, а сам Леонид Осипович сыграл Костю. В роли Анюты, разумеется, была муза Александрова Любовь Орлова. Композитором стал Исаак Дунаевский. Кстати, Карен Шахназаров, принимаясь за «Мы из джаза», изначально хотел снять фильм о молодом Леониде Утесове. Но в итоге герой превратился в Костю Иванова, взяв от Утесова лишь имя его персонажа из «Веселых ребят».