20 марта 1915 года в Коттон Плэнт (штат Арканзас) родилась гитаристка и вокалистка, объединившая в своём творчестве госпел, джаз и блюз, Розетта Нубин, которую все знают под псевдонимом Sister Rosetta Tharp.
Родители Розетты были обычными сборщиками хлопка, которые страстно любили музыку. Мать её была музыкально одарённой женщиной, к тому же вскоре стала проповедником евангелической церкви – так вышло, что основатель, Чарльз Мейсон, ещё в 1894 году не просто разрешил использование «мирских» музыкальных инструментов во время службы, а наоборот, поощрял их использование. Он же, Мейсон, утверждал, что пред лицом Бога равны и женщины, и мужчины, – так отчего бы женщине не стать проповедником?
Кейт Белл Нубин, мать Розетты, играла на мандолине и пела, а дочь брала с собой, ибо мужа у неё не было – уж по какой причине, не знает никто. Девочка слушала музыку с сияющими глазами, а потом вдруг поняла, что и сама может что-нибудь сыграть, да и не только сыграть, но и спеть. И в 1919 году Розетта в сопровождении мамы впервые выступила на публике, и, конечно же, прославилась. Её назвали «Поющим и играющим на гитаре чудом», ну а сложившийся дуэт матери и дочери пустился в странствия, целью которых были проповеди и просвещение чёрного народа.
Более-менее постоянно они жили в Чикаго (штат Иллинойс), но разъезжали по всей стране, и Розетта становилась всё более и более известной. В 1934 году к ним присоединился молодой проповедник той же самой церкви Томас Тарп, который, к тому же, стал мужем юной Розетты. Брак, скажем сразу, продлился недолго, но фамилию девушка оставила на всю жизнь – звучная, красивая и известная всей стране – что ж не оставить-то?
В «одиночное плавание» Розетта пустилась в 1938 году, расторгнув брак и оставив мать. Именно в этом году, а точнее, 31 октября 1938 года, она записала четыре песни в сопровождении джазового оркестра Лаки Миллиндера. Эти четыре песенки просто взорвали общественность – миряне были очарованы бойкой девушкой, которая без особых проблем сплетала так знакомые всем джазовые мотивы и набожность, которая была так далека от простого зрителя… конечно же, прихожане евангелической церкви были недовольны, но как бы они ни морщились, в глубине души признавали – Сестрица очень талантлива, почти гениальна.
Стоит, наверное, упомянуть, что Розетта своими песнями и своей известностью вынула ещё один камушек из изгороди, которая отделяла мир музыки от талантливых женщин. Понятное дело, петь блюз или джаз им позволялось, но вот так, запросто, взять гитару и заявить всему миру, что она преспокойно обойдётся без аккомпанемента, решалась не каждая.
В 1938 году Розеттой заинтересовался Кэб Кэллоуэй и предложил выступить вместе с его оркестром в известном всем «Cotton Club», а чуть позже поступило предложение от Джона Хаммонда и его группы «Spirituals to Swing» – он обещал концерт в самом «Карнеги-Холле». Розетта с радостью согласилась и этим разворошила осиное гнездо. Миряне ликовали, приверженцы религиозных традиций были просто шокированы – как? Женщина, полуодетая, с гитарой в руках, танцует, распевая церковные гимны? Это немыслимо. Это нужно запретить, а Сестрицу Тарп подвергнуть остракизму.
Ничего-то у них не вышло. Маховик шоу-бизнеса раскручен, Розетта известна и любима во всех штатах, её записи не задерживались на прилавках и недели – она знала, что делает, и она была счастлива. Более того, вокруг неё было множество прекрасных и талантливых людей – многие мужчины ночами не спали в мечтах о Розетте, ну и, наверное, поэтому она несколько раз была замужем (впрочем, фамилии первого мужа ни разу не изменила), а на церемонию третьего бракосочетания вообще решили продавать входные билеты – множеству людей хоть одним глазком хотелось посмотреть на свою любимицу. Было продано 25 000 билетов, а сама церемония прошла на стадионе Гриффит (Вашингтон, округ Колумбия). Конечно же, не обошлось и без концерта – певица исполнила свои лучшие песни. Это было в 1951 году, и стоит заметить, что даже в годы Второй мировой войны Тарп не прерывала своей карьеры – записывались пластинки, которые поддерживали солдат за границей, а в тылу она сама была рада выступить там, где попросят.
В начале 50-х Розетта объединилась с Мэри Найт – превосходной певицей, которая также спокойно бралась и за госпел, и за джаз. Дуэт, конечно же, быстро стал популярным, но столь же быстро и потерял своих поклонников. По условиям контракта, девушки обратились к блюзу, и продажи резко упали. Им пришлось расстаться – Мэри занялась поп-музыкой, Розетта же вернулась к прежней смеси госпела и джаза, гастролируя по Великобритании в компании тромбониста Криса Барбера.
В середине 60-х, когда чёрным блюзом заинтересовался весь мир, Розетта Тарп воспользовалась возможностью и в компании прекрасных музыкантов – Мадди Уотерса, Отиса Спэнна, Санни Терри и Брауни МакГи – отправилась в ещё одни европейские гастроли.
Эта удивительная женщина выступала с концертами вплоть до 1970 года, но, увы, затем она перенесла инсульт, и количество концертов резко сократилось… более того, врачи были вынуждены ампутировать ей ногу – из-за последствий диабета, а в 1973 году, накануне очередного сеанса записи, Розетту настиг ещё один инсульт, который она не пережила.
Её тело покоится на Northwood Cemetery в Филадельфии (штат Пенсильвания).
Многие, очень многие музыканты признаются в любви к Розетте. Литтл Ричард, пионер рок-н-ролла, рассказывал, что именно она вывела паренька на сцену в первый раз. Они спели вдвоём, Ричард даже заработал свой первый гонорар, ну и, естественно, воодушевился так, что посвятил оставшуюся жизнь музыке. Джонни Кэш, Чак Бэрри, Арета Франклин и Джерри Ли Льюис – все они испытали на себе влияние Тарп и ничуть не стеснялись признаваться в этом.