За 12 лет блестящей карьеры американский дизайнер Рид Майлз создал больше 500 обложек для звукозаписывающего лейбла “Blue Note Records”. Большинство из них — золотой стандарт современной типографики и лучшие примеры обложек в истории джаза.
Еще до начала
— Родился в Чикаго в 1912 году;
— В 1940 поступил в Художественный Институт «Chouinard» (сейчас — Калифорнийский Институт Искусств);
— В 1950 году перебрался в Нью-Йорк;
— до 1955 работает помощником Джона Хермансадера, фрилансера, который из своей студии в Нью-Йорке делал в том числе и обложки для “Blue Note”;
— В 1955 году устроился в редакцию журнала “Esquire”;
— в 1956 году Фрэнсис Вульф пригласил Майлза в “Blue Note”….
Начало
«50 баксов за обложку… Им это нравилось, они считали такое современным дизайном, который идёт в ногу с музыкой: один или два цвета и какая-то возмутительная графика».
Первое время в “Blue Note” Рид работал подмастерьем у креативного директора лейбла Джона Хермансадера. После его ухода естественной задачей стало поддержание стиля, который уже был создан. Но в итоге он поднял его уровень до небывалой высоты.
Работы Джона Хермансадера
Не фанат джаза
«Его работы ‘звучали так’, что показывали слушателю с прилавка, как будет звучать пластинка», — Феликс Кромей.
Самое интересное, что Рид Майлз на самом деле не любил джаз. Пластинки, которые ему полагались как сотруднику лейбла, он раздаривал друзьям или менял в комиссионных магазинах на пластинки классической музыки. Обычно Майлз работал с записями Альфреда Лайона (ещё одного сооснователя лейбла), в которых тот описывали процесс записи и участников альбома.
Типографика
Майлз не ограничивал себя выбором шрифтовой пары, и уж тем более его самого не ограничивала шрифтовая система или сетка. От “Cool Struttin” Сонни Кларка до “Hub-Tones” Фредди Хаббарда дизайнер делал внешне «тяжеловесные» обложки, такие же, как и хард-боп внутри конвертов.
Сотрудничество с Фрэнсисом Вульфом
С Френсисом Вульфом, еще одним сооснователем и сессионном фотографом лейбла, Майлз создал креативную пару. Он размещал фотографии Вульфа из актуальных сессий на обложках: иногда оставлял им всё пространство, чтобы просто подобрать резонирующий к ним шрифт, а иногда вольно кадрировал. Последнее Вульф очень не любил и, как говорят, часто ругался с Майлом за каждый сантиметр обложки.
Но игра дизайнера с фотографией в 50-е не была одиночным пикетом, а являлась проявлением дизайнерской сцены того времени. Взаимодействие шрифта и фото стало признанным подходом и повсеместно использовалось в упаковке продуктов и рекламных кампаниях. В значительной степени — это выросло из тесных отношениях между фотографами, дизайнерами и художниками.
Сотрудничество с Энди Уорхолом
Время от времени Майлз приглашал Энди Уорхола, чтобы тот помог ему с оформлением иллюстраций для обложек. Сотрудничество со временем стало настолько тесным, что Майлз позировал обнаженным для фотографий художника.
BLP 1580, JOHNNY GRIFFIN—THE CONGREGATION, 1957
1500 серия
В середине 50-х лейбл начал выпускать 12-дюймовые пластинки с традиционным джазом вместо 8-дюймовых, и в это же время с выходом легендарной 1500 серии Рид Майлз стал арт-директором. Первой жемчужиной в 1500 серии стал Майлз Дэвис (BLP1501), а последней — Бенни Грин (BLP1599). Они были выпущены между 1955 и 1958 годами.
Первые 8 пластинок Рид сделал ещё вместе с Хермансадером, а первой «самостоятельной» обложкой стал Milt Jackson and the Thelonious Monk Quintet (BLP1509).
4000 серия
После этого вышел единственный в серии BLP1600 LP и лейбл поменял порядок, который теперь начинался с BLP4001 (Sonny Rollins — Newk´s Time). В этой серии с 1958 по 1970 вышло 400 пластинок, большинство из которых сделал Рид Майлз.
Конец
В 1965-м лейбл был поглощен “Liberty Records”, а в 1967-м Майлз покинул его.
Хард-боп, который Рид Майлз столько лет документировал на “Blue Note”, перестал быть актуальным. Молодая аудитория находит джаз малоинтересным, он уже не «фанки».