{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Пи Ви Расселл

27 марта 1906 года в Мейплвуде (штат Миссури) родился один из самых многогранных музыкантов джаза! В своей молодости он повлиял на раннюю музыку диксиленда, затем на развитие стиля swing и, чуть позже, на би-боп, а к концу жизни играл и записывал мелодии Орнетта Коулмана, представляя своё видение авангардного джаза. Речь идет о выдающемся кларнетисте, который не поддается никаким классификациям, Чарльзе Элсворфе Расселе (Charles Ellsworth Russell). Он стал известным под прозвищем Пи Ви Рассел (Pee Wee Russell).

Джазовый критик Филипп Ларкин так описал игру Пи Ви Рассела: «Его характерные и волнительные соло полны зловещего сопения, срывающегося на астматическую одышку, внезапно вдруг переходящую в интенсивную страсть. Невозможно отрицать его совершенно особенный, уникальный вклад в Джаз.»

Пи Ви Рассел вырос в Muskogee (штат Оклахома) и ребёнком начал учился скрипке, но, по его же словам, «никак не смог поладить с ней»; затем на фортепиано – но он очень не любил гаммы и этюды! Возможно, что именно это подтолкнуло Рассела заняться барабанами. Пи Ви Рассел вспоминал, что его отец как-то взял его с собой в местный джаз-клуб, где играла группа, возглавляемая кларнетистом из Нового Орлеана Alcide «Yellow» Nunez. Рассел просто поражен импровизациями: «мне стало жарко, и с тех пор джаз преследовал меня, куда бы я ни шёл». Именно тогда он решил, что его основным инструментом будет кларнет и, соответственно, своей музыкой он избрал джаз.

Рассел нашёл себе в местном театре преподавателя – кларнетиста по имени Charlie Merrill, который был большим любителем кукурузного виски (он выпивал прямо во время уроков), и купил себе кларнет немецкой системы Alberta.

Будучи кларнетистом, я хотел бы сделать здесь небольшое лирическое отступление и немного рассказать о двух разных системах кларнета. Кларнет, на мой взгляд, несмотря на виртуозность, которой достигают в игре на нем многие исполнители, является одним из самых несовершенных инструментов, в отличие, например, от тромбона, который существует почти в неизменном виде уже сотни лет. Кларнет – сравнительно молодой инструмент, которого еще не было во времена Ренессанса. В настоящее время немецкая система Alberta практически вышла из обращения, и её заменила, возможно, более удобная в аппликатуре французская система Бёма, на которой играл, например, Бенни Гудман. Немецкая же система позволяла добиться удивительного, более интересного звучания – правда, с некоторым ущербом для беглости игры. Она часто использовалась в классической академической традиции симфонических оркестров, например, Ленинградский Большой симфонический оркестр под управлением Евгения Мравинского всегда звучал по-особому ещё и потому, что все кларнетисты играли только на системе Alberta. Мне кажется, что на системе Бёма просто невозможен тот богатейший спектр звуковых эффектов, на которых строится эстетика исполнения Пи Ви Рассела. Однако не все были способны её оценить – с самого начала музыкальной карьеры у Рассела сформировался его оригинальный стиль с определенными особенностями, которые были несколько непривычны для его современников, за что его иногда упрекали.

Но продолжим его историю… В 1920 году семья Рассела переехала в Сент-Луис в 1920 году, и он был зачислен в Западную Военную академию. Он оставался там чуть больше года и основную часть своего времени проводил, играя на кларнете в различных танцевальных и джазовых коллективах.

Активно гастролируя и став профессиональным музыкантом в 1922 году, Пи Ви Рассел путешествовал с передвижными шоу и на речных судах. Дебютная сессия Рассела состоялась в 1924 году с «Herb Berger’s Band» в Сент-Луисе, после чего музыкант переехал в Чикаго и начал играть с такими корифеями своего времени, как Frankie Trumbauer и Bix Beiderbecke.

В 1926 году он присоединился к «Jean Goldkette’s band», а в следующем году уехал в Нью-Йорк, где выступал с великим Редом Николсом. В Нью-Йорке Рассел сначала часто записывался в студиях звукозаписи на кларнете, сопрано-, альт- и тенор-саксофонах, а также и на бас-кларнете. Однако вскоре Пи Ви всё-таки решил сделать выбор в пользу кларнета и потерял всякий интерес к саксофону.

Он работал с различными ансамблями, в том числе с бэндом Луи Примы в знаменитом джазовом клубе «Ника» в Гринвич-Виллидж на Манхэттене в 1937 году, а также с Эдди Кондоном, однако часто сетовал, вспоминая, как относились к нему многие музыканты: «эти парни часто шутили надо мной, думая, что я клоун, и я не знал как от них укрыться».

Возможно, что эти насмешки и подтолкнули музыканта к алкоголизму, с которым ему не удавалось справиться на протяжении всех 40-х годов. «Я питался одними молочными коктейлями с бренди и бутербродами, а начинал утро с половины пинты виски, прежде чем выбраться из постели». Всё это привело к серьезному ухудшению здоровья к 1951 году, и у Рассела всё чаще появлялись периоды срывов, когда он вообще не мог играть.

И всё-таки он играл, играл с Art Hodes и Muggsy Spanier, иногда с группами под собственным именем, а иногда как сайдмен. В своё последнее десятилетие Рассел часто выступал на джаз-фестивалях и в международных турах, организованных Джорджем Уэйном, а также сделал блестящую запись с Телониусом Монком в 1963 году на ньюпортском фестивале. Кроме того, Рассел собрал квартет с исполнителем на вентильном тромбоне Маршалом Брауном и включал в их репертуар мелодии Джона Колтрейна и вещи, сочинённые Орнеттом Коулманом.

Пи Ви Рассел был совершенно уникальным, не подходящим ни под какие ярлыки музыкантом, над которым большую часть его жизни все смеялись… а он шёл впереди своего времени и, возможно, был самым первым музыкантом старшего поколения, принявшим и поддержавшим ранние формы фри-джаза. И на всех записях, будь то 1929 год или самые последние авангардные мелодии, он всегда узнаваем, он всегда играл вдохновенно и так, как другим и не снилось.

Его последнее выступление состоялось на инаугурационном балу для президента Ричарда Никсона 21 января 1969 года. Рассел умер в больнице 15 февраля, менее чем через три недели после этого выступления.

В 1987 году Пи Ви Рассел был введен в Зал Славы Джаза.

Источник

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}