Делимся своей коллекцией красноречивых высказываний о джазе:
«То, что мы играем, и есть сама жизнь», – сказал как-то Луи Армстронг, легендарный трубач. А когда журналисты спросили его прямо: «Что такое джаз?», Армстронг ответил так:
«Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».
Пианист Билл Эванс заметил:
«Меня беспокоит, когда люди пытаются анализировать джаз как интеллектуальную теорему. Это чувство». Эванс также добавил:
«Джаз – это не что, а как».
«Для него музыка – это джаз, а для меня джаз – это шум». Прозвучала цитата в фильме «Талантливый мистер Рипли» режиссёра Энтони Мингеллы.
«Джаз – единственная музыка, в которой одну и ту же ноту можно играть ночь за ночью, и каждый раз по-разному», – Орнетт Коулман, саксофонист.
«То, что мне действительно нравится в джазе, так это то, что я не представляю, что произойдёт дальше», – Бикс Байдербек, трубач.
Пианист Дюк Эллингтон сравнивал джаз с убийством: «Джаз как убийство – вы играете с намерением что-то совершить».
«Джаз и любовь сложнее всего объяснить с рациональной точки зрения», – сказал джазовый певец Мел Торме.
«Джазовая музыка сильна настоящим моментом. Нет никакого сценария. Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас», – рассказал Уинтон Марсалис, трубач.
«Джаз – это свобода самовыражения. Люди всегда старались выразить себя музыкой. Джаз – большой зонтик, под которым куча стилей. Попытка сотворить что-то музыкально-спонтанное – это часть жизни, это как погода. А джаз как воспоминания – это ничего не значит. Джаз – это острое желание людей быть свободными. В этом смысле он актуален всегда», – Сонни Роллинз, саксофонист.
«Джаз – музыка неугомонных хулиганов, и тем не менее именно джаз должен спасти нас от шума и скрежета крикливой цивилизации, вернуть в нашу жизнь гармонию и покой», – считает Мариуш Богданович, джазовый басист.
«В чем главное различие между классической музыкой и джазом? В классической музыке музыкальное сочинение важнее, чем его исполнение, а в джазе наоборот», – Андре Превин, немецкий композитор.
Игорь Бутман как-то высказался о магии джаза:
«Люди любят не джаз. Они любят магию исполнителей джаза, которые действительно все это делают на высочайшем уровне. В поп-музыке все-таки другие критерии. Есть мелодии, которые запоминаются, их постоянно повторяют. В джазе это невозможно запомнить. Этим всем непонятным набором звуков я должен обаять людей, дать им хорошее настроение, заставить их улыбаться, переживать, уйти на два часа в совсем другое пространство… Я каждый раз ищу магические ноты. Они могут быть неправильными с точки зрения гармонии. Но они сами по себе правильные, потому что они магические».
Трубач Вадим Эйленкриг считает:
«Джаз – это единственный стиль музыки, где понятно, как музыкант мыслит. В одной джазовой композиции можно вставить какую-то цитату, остроумно пошутить. Инструмент в руках джазмена может всхлипнуть и рассмеяться. В джазе всё здесь и сейчас».
Билли Новик, вокалист и один из основателей группы «Billy’s Band», признался:
«Джаз для меня – это светлая, изящная и радостная музыка с очень тонким юмористическим подтекстом. Когда звучит хороший джаз, как я определяю хороший джаз, я начинаю внутренне хохотать. Иногда начинаю хохотать в голос, например, от музыки бибоп, которую я очень люблю, но я хотел бы подчеркнуть, что это красивая, светлая и радостная музыка. Вот это ключевые три момента. А еще немножко сумасшедшая. Джаз — это музыка для всех, включая детей, не нужно ничего понимать в джазе, чтобы его любить и наслаждаться».
«Джаз – это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных», – Владимир Познер, журналист, телеведущий.
«Джазовая музыка – это освобождение», – Франсуаза Саган, французская писательница.