Мужской джазовый вокал в России – недостаточно распространенное явление. По большей части прибегают к импровизации голосом очаровательные певицы, сомневаться в таланте которых не приходится.
Четверо известных джазовых певцов и инструменталистов из Петербурга и Москвы – Тим Бушуев, Сергей Манукян, Вова Чё Морале и Александр Решетников, – опираясь на собственный опыт музыкальной деятельности, размышляли на эту тему и рассказали, на что стоит обращать внимание молодым вокалистам в начале творческого пути.
Тим Бушуев, вокалист
Очень полезным я считаю возможность выступать не только с музыкантами, с которыми ты сыгран, то есть со своей группой, но и с новыми ребятами. Это дает возможность научиться слышать коллектив и звучать как единое целое. Я закончил Колледж культуры и искусства в 2006 году. Я попал на первый отбор по эстрадно-джазовому вокалу. Я много слушал западной музыки и на ее основе формировал свое представление о жанре. Ближе всего мне манера исполнения Фрэнка Синатры и Нэта Кинг Коула.
На мой взгляд, джаз в России сейчас занимает достойную нишу. Справедливо будет заметить, что его популярность во многом обусловлена модой – слушать джаз стало модно. Если говорить именно о вокале, то поющих девушек больше, чем молодых людей. Сложно сказать, с чем это может быть связано, но думаю, что мужской вокал в нашей стране еще разовьется.
Сергей Манукян, вокалист и пианист
Я занимаюсь джазовым вокалом много лет, и более тридцати лет я пою джазовые концерты на филармонической сцене и в клубах. Могу сказать, что на джазовых мероприятиях чаще можно услышать женский вокал, чем мужской. Я не могу утверждать, но, думаю, что и на родине джаза картина такая же. Я знаю в нашей стране Вадима Капустина, Вадима Цымбала и Игоря Наумова, это замечательные мастера джазового вокала.
Не могу сказать почему так мало джазовых вокалистов, возможно это мало доходно, в нашей стране англоязычное пение не любят, особенно эстрадное, но к джазовому пению люди относятся более терпимо. Я бы посоветовал молодым людям не строить свою музыкальную деятельность, опираясь на эстрадный англоязычный репертуар, а исполнять джазовую музыку, которую наш зритель и слушатель принимает как оперу на итальянском.
Вова Чё Морале, трубач и вокалист группы Sweet Hot Jazz Band
Могу предположить, что такая тенденция обусловлена рядом факторов. Например, есть негласная установка, по которой джаз в России в основном поют девушки. Кроме того, исторически так сложилось в нашей стране, что джазовые инструменталисты стоят особняком от вокалистов. Петь настоящий джаз, используя собственный голос как полноценный музыкальный инструмент, довольно сложно, поэтому лишь единицы из общей массы певцов выбирают это направление. Нужно иметь смелость, чтобы заявить себя джазовым вокалистом. Это серьезная ответственность, учитывая заслуги наших предшественников. На мой взгляд, каждый вокалист должен быть еще и инструменталистом, ведь только понимая особенности взаимодействия с инструментом, можно научиться использовать свой голос как инструмент.
Есть, кстати, еще одно распространенное убеждение о том, что джазовые певцы раскрываются в возрасте «около 40 лет». Мне кажется, что в этом есть доля истины, так как умение импровизировать, использовать разнообразные вокальные техники приходит с опытом, благодаря постоянной ежедневной работе на протяжении многих лет.
Что касается увеличения численности джазовых вокалистов на душу населения, думаю, не так нужно ставить вопрос. Ведь в данном случае важно не количество, а качество. Нужно быть не только вокалистом, но и артистом. И не просто артистом, а фронтменом. Это значит, что даже научившись петь джаз, вокалист должен еще научится работать на сцене, завоевывать публику. С джазовой музыкой нужно прорываться к людям, доходить до их внутренней сути, поражать их воображение.
Молодым вокалистам я бы решился порекомендовать ряд простых, но очень важных для них, истин. Во-первых, нужно постоянно учиться. Учиться у инструменталистов, но избегать их одержимости, она губительна. Учиться у старых мастеров, но руководствоваться современными реалиями, потому что не все хорошие песни были написаны до 40-х годов, у новых мелодий тоже есть право на признание. Во-вторых, нужно стремиться быть максимально музыкальным, всегда четко понимать, где ты находишься, чтобы реализовать весь свой потенциал в нужном месте, в нужное время и с нужной нотой. В третьих – нужно быть лучшим. Всегда четко помнить формулу: начинать критику нужно с себя, но и заканчивать тоже лучше собой. И тогда, пройдя через фильтр самоанализа, каждый вокалист сможет петь своим лучшим голосом.
Александр Решетников, вокалист и саксофонист группы Twins
Вокалистами многие мужчины становятся уже после того, как попробовали себя в качестве инструменталистов. Возможно, кому-то немного скучно петь темы без импровизации, а на более серьезный подход к вокалу нет времени. Голос – это тоже инструмент, и овладеть новым инструментом не просто даже очень талантливому человеку.
Думаю, что малознакомому с джазом обывателю интересней слушать вокальный джаз. У вокалистов более прямые партии и меньше импровизации. Таким образом, почитателей джаза, пусть и неподготовленных, было бы больше.
Начинать осваивать вокальное искусство нужно только с джазовой классики, с ее основ, как это ни банально звучало бы. Я бы посоветовал, не браться сразу за серьезные темы, а, как правило, именно сложные и нравятся начинающим! Спеть хорошо сразу, возможно, не получится, а испортить самооценку можно очень легко.