Барни Кессел

17 октября 1923 родился Барни Кессел — американский джазовый гитарист. Наиболее известен своими основанными на аккордах мелодиями.

Бернард родился в городке Маскоги, Оклахома, в семье еврейских иммигрантов из Европы. Его отец был родом из Уйпешта, это был его второй брак и в каждом из браков у него было по трое детей; мать была родом из России.

Впервые он увидел гитару, проходя мимо музыкального магазина, работая разносчиком газет. Ему понравилось, как она выглядит, а также то, что она продавалась с буклетом «Как научиться играть за пять минут». Учёба заняла намного больше пяти минут, и после буклета Кессел переключился на копирование звука свинг музыкантов, которых слышал по радио. В 14-ть лет он бросил школу, чтобы начать профессиональную карьеру, и вскоре уже выступал с группой в местных черных клубах, выделяясь не только возрастом, но и цветом кожи, будучи единственным белым в группе.

Кессел совершенствовал свою игру, делая акцент на тяжелом свинговом вибрато, свойственном канзасской сцене того времени. Кроме того, он многое заимствовал у своего земляка Чарли Крисчена, чёрного гитариста, выступавшего с большим успехом в секстете Бенни Гудмена. Крисчен был ключевой фигурой в развитии гитарной музыки. Именно он одним из первых вывел гитару из ритм-секции, заиграв на ней соло.

Крисчен услышал про Кессела в один из своих приездов домой, и их совместный джем привел Барни к мысли о необходимости создания своего собственного стиля. Миру не нужен был второй Крисчен, по крайней мере, Барни не хотел им быть: «Я осознал, что методично заимствовал идеи из его записей. Все, что я умел, было его музыкой. И мне пора было придумать что-то своё».

По совету Крисчена в 42-м году Барни Кессел переезжает в Лос-Анджелес и вскоре уже гастролирует с оркестром шоумена Чико Маркса. Кроме того, выступает и работает в студии как гитарист Леса Брауна.

Летом 44-го Кессел присоединился к биг-бенду Чарли Барнета, и тогда же участвует в съемках короткометражки Jammin’ the Blues, своего рода музыкальном клипе, ещё до появления такого жанра. Фильм был номинирован на Оскар, при этом Кесселу, как единственному белому в фильме, пришлось покрасить руки в чёрный цвет, а самому сниматься полубоком в тени.

Лиричную гитару Барни можно услышать на записях оркестра Арти Шоу того времени. За два года только с Шоу было сделано более 70 студийных записей, при этом он продолжал активно работать с Бенни Гудменом, а в начале 47-го записал четыре трека с Чарли Паркером. Неудивительно, что один из критиков сказал о Кесселе: «Этот парень может сидеть и играть с кем угодно. У него есть то, что в джазе называется „Большие уши“, он замечательно умеет слушать и отвечать на то, что слышит».

В списке задействованности Кессела в конце сороковых — начале пятидесятых стоит упомянуть популярную серию концертов в Южной Калифорнии Just Jazz All Stars, где Барни отметился особенной версией Stardust и международное турне Jazz At The Philharmonic в составе трио Оскара Петерсона.

К этому времени он был достаточно опытен и авторитетен, чтобы собрать свой собственный бэнд. Первые записи в роли бэнд лидера для Кессела начались в 53-м. На лейбле Contemporary, с которым он сотрудничал до конца музыкальной карьеры, альбомы появлялись примерно раз в год.

Его ранние пластинки, такие как «Easy like» и «Kessel Plays Standards», запомнились оригинальностью сочетания гитары с различными инструментами: гобой и тенор сакс Боба Купера и Джорджи Оулда, труба Гарри Эдисона.

До 60-го года его несколько раз признавали джаз-гитаристом номер один по версии журналов Esquire, Down Beat, Metronome и Playboy. При этом денег на жизнь хватало с трудом и, чтобы свести концы с концами, он стал завсегдатаем Hollywood’s Recording Studios. В этой параллельной жизни он записывался для различных телевизионных саундтреков и рекламных роликов, но в то же время был востребован как сессионный музыкант на записи альбомов Элвиса Пресли, Френка Синатры и Сэма Кука.

Кроме финансовой поддержки, тут был и полезный опыт: Кессел не только был одним из первых электрогитаристов, но и впервые записывался без фортепиано, что выводило гитару с бекграунда на передний план. Вообще трио гитары, баса и ударных стал фирменным стилем Кессела. Ярким примером такого звука стал записанный в конце 55-го альбом Джули Лондон «Julie is her name». Только гитара, бас и голос, тринадцать песен с заглавной «Cry Me a River», ставшей с тех пор джазовым стандартом.

Несмотря на то что Кессел продолжал выпускать качественные сольные альбомы, по большей части он был занят как сессионный музыкант. В те годы даже был специальный термин для приглашённых студийных музыкантов, Wrecking Crew, и Барни был номером один среди гитаристов в этом списке.

Его карьерный пик пришелся на середину 60-х, когда он играл с огромным количеством исполнителей от Барбары Стрейзанд до Дорис Дэй, и от Beach Boys до Марти Бэйлина из Jefferson Airplane. Зачастую в недельном чарте top 40 можно было найти три-четыре песни с его участием, каждый раз с новым исполнителем. Гитару Барни можно услышать на сингле Элвиса «Return to Sender», во вступлении «Wouldn’t it be nice» с культового альбома Beach Boys «Pet sounds» и на «I got you, babe» Сони и Шер.

В 64-м, вместе со своей второй женой, певицей Би-Джей Бэйкер, Барни создал лейбл Emerald Records, где впоследствии издавал свои альбомы, звук которых сместился в сторону свинга и босановы. В 67-м была опубликована книга Кессела, с простым названием: «Гитара». Книга содержала в себе не только уроки игры, но и советы, как выбрать гитару, струны, звукосниматели и как аккомпанировать музыкантам в разных стилях. В том же 67-м он открыл музыкальный магазин, прямо по соседству со зданием со зданием Capitol records в Голливуде. За три с небольшим года существования магазина его клиентами были Джон Леннон, Джордж Харрисон, Фрэнк Заппа и Buffalo Springfield. Кроме того, Барни дал работу в магазине молодому гитарному мастеру Бернардо Рикко, который впоследствии организовал компанию B.C.Rich Guitars.

Незадолго до этого, в начале 60-х, компания Gibson начала производство именной гитары Барни Кессела. Эта полуакустика полюбилась многим известным музыкантам, и выпускалась до 1974-го года.

В 70-х Кессел много гастролировал, сначала со своим семинаром «Эффективный гитарист», а позднее с гитарным супертрио The Great Guitars, куда, кроме него, вошли Чарли Берд и Херб Эллис. Кроме гастролей, они записали три совместных альбома. Сам Барни описывал их как набор джазовых стандартов, представленный со всех возможных сторон гитарного звука и техники.

К 80-м он уже стал живой легендой: Джон Леннон и Джордж Харрисон в интервью называли его лучшим гитаристом в истории, Пит Таунсенд посвятил ему инструментальную композицию на альбоме 83-го года, а сам Барни несколько раз выступал в Белом доме для президентов Картера и Рейгана. Позднее его приняли во всевозможные залы славы джаза.

В начале 90-х он был столь же активен и востребован как несколько последних десятилетий. В первые месяцы 92-го Барни проехал с гастролями через Австралию, Новую Зеландию, и США, и готовился к продолжению тура, но 26-го мая у него случился инсульт[7], который положил конец его блестящей карьере, здоровье уже не позволяло продолжать активную деятельность.

Барни Кессел умер 6 мая 2004-го года, в своем доме в Сан Диего, в возрасте 80 лет.

Вернуться к списку новостей

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

RockFM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Radio JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}