Дэйв Холланд

1 октября 1946 года – день рождения британского контрабасиста Дэйва Холланда.

Холланд родился в Англии, в городке Вулверхэмптоне. Он сам выучился играть на всех тех струнных инструментах, на которых теперь играет. Первым была укелеле, потом – гитара, а позже пришло время баса. В 15 лет Дэйв бросил школу и решил стать профессиональным музыкантом. Вместе со своими коллегами по группе Холланд мечтал о контракте с лейблом, который позволил бы ему повторить путь «The Beatles» и «The Rolling Stones». Однако рок-музыка показалась пареньку слишком ограниченной для его развития как басового гитариста, и он с головой погрузился в джаз.

В 1964 году Холланд переехал в Лондон, где начал играть на контрабасе в небольших клубах и, по совету некоторых своих друзей-контрабасистов, стал посещать курсы под руководством Джеймса Меррита, в то время – ведущего контрабасиста Лондонского Филармонического оркестра и Симфонического оркестра радио БиБиСи. Мерритт в основном научил его читать ноты и посоветовал подать документы в Гилдхоллскую школу музыки и драмы, где Холланд и проучился три года, пройдя полный курс обучения.

В 20 лет у Холланда все дни были буквально расписаны по часам. Он учился, играл в джазовых клубах, записывался в качестве сессионного музыканта, появлялся даже в таких больших заведениях, как «Ronnie Scott’s» и «Ronnie’s Old Place». Он общался с остальными британскими джазовыми музыкантами, в том числе с гитаристом Джоном МакЛафлином и саксофонистом Эваном Паркером.

В то время очень серьезное влияние на Холланда оказал стиль басиста группы Билла Эванса Скотт ЛаФаро. «Была какая-то вечеринка и кто-то отвел меня в сторонку и поставил какой-то альбом, – вспоминает Холланд. – Этим альбомом оказалась пластинка Билла Эванса «Sunday at the Village Vanguard», и то, как играл Скотт, меня просто убило. Я до этого даже не мог представить, что на контрабасе можно играть так лирично и при этом осуществлять такую поддержку. Раньше, до этого, бас был только поддержкой для остальных музыкантов, но Скотт освободил инструмент и бегал по музыке Эванса туда и обратно».

Вторым своим учителем в джазе Холланд называет Майлса Дэвиса. Он вспоминает, что самым первым и самым тяжелым уроком для него было – найти себе место в музыке Дэвиса, который в то время во весь дух укреплял звук собственной группы электрическими инструментами. «Когда я только присоединился к группе Майлса, он мне мало что рассказывал. Теперь-то я знаю, что это главный талант лидера – одним своим видом и действиями воодушевлять музыкантов: он делал так, чтобы мы не старались играть, будто его предыдущие музыканты, а творили что-то новое, собственное. Я помню тогда, что прочитал одну суфийскую цитату: «в пустыне – покрепче ставь свой стяг». Это очень меня затронуло тогда. Я тогда знал, что должен решить, что я могу предложить, чтобы показать, как я слышу и чувствую музыку».

Со времени переезда Холланда в Нью-Йорк утекло много атлантических вод. Игра в квартете Майлса Дэвиса, в котором Холланд работал в период эпохальной записи «Bitches Brew», сменилась работой в собственном квартете «Circle» вместе с Чиком Кориа, затем ролью музыкального директора квартета Стэна Гетца. Тогда же он познакомился с Сэмом Риверсом, подарившим ему еще одну жизненную мудрость: «Не выбрасывай ничего, используй все».

«Я долгое время искал тот механизм, с помощью которого смог бы перерабатывать весь спектр интересующей меня музыки, включая фольклор, блюзовые корни и свободную импровизацию. Я люблю всю эту музыку, у меня есть страсть всё это впитывать, чтобы потом во всём этом контексте создать современную, но целостную музыку».

Сейчас Холланд – лидер двух весьма энергичных джазовых групп, «The Dave Holland Quintet» и «Dave Holland Big Band», участник двух самых крутых джазовых коллективов десятилетия – «ScoLoHoFo» (со Скофилдом, Ловано и Фостером) и «Overtone Quartet» (с Крисом Поттером, Джейсоном Мораном и Эриком Харлэндом), а также руководитель собственного лейбла «Dare2 Records».

Источник