Джон Зорн

2 сентября 1953 года в Нью-Йорке родился музыкант, вскоре ставший одним из столпов свободного джаза и авангарда. Его зовут Джон Зорн.

Родившись в семье парикмахера и преподавателя музыки, он получал уроки фортепиано, в 10 лет освоил гитару и флейту, а в 14 лет открыл для себя классическую музыку и начал сочинять. Благодаря разнообразию музыкальных вкусов отца, матери и старшего брата-композитора, Джон с самого детства слышал множество музыкальных произведений различных стилей; более того, по некоторым сведениям, Зорн в молодости играл на бас-гитаре в сёрф-роковой группе и находился под влиянием «The Doors».

Конечно же, на этом творческий путь не прервался. Джон решил обучаться музыке профессионально, но его обучение в музыкальном колледже было недолгим. После изучения основ авангардного джаза под влиянием Энтони Брэкстона (Anthony Braxton) Джон переезжает на Манхэттен и начинает выступать и записываться с большим количеством молодых импровизаторов, которые разделяют его увлечения, а заодно и коллекционировать самые различные, не всегда музыкальные, звуки – от птичьего пения до рёва авиационного двигателя.

Только в начале 80-х Джону Зорну удалось заручиться поддержкой звукозаписывающей компании «Elektra-Nonesuch», благодаря чему заметно расширилась его аудитория. Музыкант считает, что эпоха, когда композитор представлял собой «автономное музыкальное сознание», в последней четверти 20 века подошла к концу. Этим и объясняется внушительный объем коллективных записей, созданных им за 25-летнюю карьеру.

Он работал как с современными исполнителями, так и с мастерами прошлого и в актуальных, и в уже полузабытых стилях. Подобно сумасбродному кинорежиссеру Мелу Бруксу (Mel Brooks), многие свои работы Зорн посвятил композиторам, сыгравшим ключевую роль в его становлении как артиста. Это и Эннио Морриконе (Ennio Morricone), и Сонни Кларк (Sonny Clark), и Орнетт Коулман (Оrnette Coleman). Им посвящены альбомы «The Big Gundown: John Zorn Plays the Music of Ennio Morricone» (1984), «Spy Vs. Spy: The Music of Ornette Coleman» (1988) и другие. Оригинальная музыка этих авторов переосмыслена в новом ключе и отражена в зеркалах непредсказуемых ассоциаций. Как альт-саксофонист Зорн не только записывал собственные сочинения, но и часто играл на концертах и создавал студийные версии произведений многих своих коллег, скажем, того же Коулмана, Хэнка Мобли (Hank Mobley), Ли Моргана (Lee Morgan) и других.

Полный каталог Зорна сегодня включает более сотни студийных альбомов и еще несколько десятков концертных. Он сочиняет музыку для джазовых ансамблей, симфонических оркестров, рок-групп, пишет саундтреки или отдельные темы для кино. Его стихией всегда оставался звук как таковой, в любых его формах и проявлениях. Львиная доля его сочинений – агрессивные и резкие композиции, что-то вроде «стилизованного насилия». Это музыка, которая бросает вызов слушателю, провоцируя слабонервных сразу выбежать из зала. Джона Зорна всегда занимала проблема взаимоотношения композитора и исполнителя. Некоторые его вещи писались в расчете на манеру игры определенного артиста. Он сплавлял не только джазовые, классические и рок-традиции, но экспериментировал и с разными методами сочетания разных жанров и стилей и способов их продюсирования.

Кроме всего этого, мистер Зорн является исполнительным продюсером рекорд-лейбла «Цадик» («Tzadik», ударение на второй слог. В переводе это слово означает «проповедник»), основанного в 1995 году. Лейбл предоставляет площадку для самовыражения молодым еврейским и авангардным музыкантам. Музыкант получает возможность издать свой альбом, если его музыка заинтересует Зорна. Кроме того, лейбл осуществляет выпуск и издание альбомов самого композитора.

Источник