Тони Аллен

Нигерийский барабанщик, композитор Тони Оладипо Аллен (Tony Oladipo Allen) родился 12 августа 1940 года в городе Лагос, Нигерия.

Учился музыке Тони Аллен самостоятельно; уже в 18 лет он играл на ударной установке, параллельно работая инженером на нигерийской радиостанции. Большое влияние на музыкальное становление Аллена оказала любимая музыка его отца – джуджу, традиционная церемониальная музыка племени йоруба; впрочем, американскому джазу и другим видам популярной музыки Аллен также отдал должное. Усердным трудом Тони Аллен сумел создать себе свой собственный, абсолютно уникальный стиль игры на ударных; для этого он изучал работы других музыкантов, творчество легендарного ганского ударника Гая Уоррена и прочих своих именитых коллег.

В 1964-ом Фела Рансом Кути устроил Аллену прослушивание в созданной им джаз-группе. Кути к тому времени уже был знаком с Алленом – они играли вместе на нескольких площадках Лагоса. Фела всегда был высокого мнения о музыкальном стиле Аллена; особенно его впечатляло то, что Тони умел органично сочетать джаз и хайлайф. Именно на стыке двух этих стилей и работала новая группа Кути — «Koola Lobitos».

В 1969-ом команда Кути отправилась в Штаты. В ходе довольно активной и познавательной поездки команда сменила имя – теперь их звали «Africa ’70» – и сам стиль игры; теперь в их музыке были элементы соула, джаза, хайлайфа и полиритмичных шаблонов все тех же йоруба. Для того, чтоб соответствовать новому стилю группы, Тони Аллен несколько модифицировал и собственный стиль.

Сотрудничество Кути и Аллена принесло немало пользы обоим музыкантам, да и на музыку в целом влияние оказало огромное; Аллен, по сути, стал одним из создателей нового музыкального жанра – «афробит». Как признавался сам Фела Кути, «…без Тони Аллена афробита и не было бы».

Фела писал музыку почти для всех членов группы; исключением был лишь Аллен, творивший музыку самостоятельно. Как утверждал сам Тони, общим своим стилем он был обязан не только йоруба, но и другим африканским районам. В общей сложности с Кутой и его группой Аллен записал около 30 альбомов; именно эти альбомы сейчас считаются пиком творчества Фелы. К концу 70-х, увы, группа начала планомерно распадаться – проблемы были вызваны необходимостью делить доходы и авторские отчисления, да и слава сама по себе давление оказывала немалое. Аллен, создавший множество ритмических рисунков, едва ли не определивших новый жанр в целом, чувствовал себя особенно обделенным. Фела позиций сдавать не желал, что конфликт лишь усугубило. В 1979-ом Тони ушел из группы, забрав с собой немалую часть команды.

Создав собственную группу, Тони Аллен записал в 1980-ом пластинку «No Discrimination»; некоторое время он выступал в Лагосе, после чего в 1984-ом эмигрировал в Лондон. Из британской столицы Тони впоследствии перебрался во французскую; там он записывался с Кингом Санни Аде, Рэем Лемой и Ману Дибанго. Аллен продолжал ставить эксперименты со стилем; он активно пересматривал и переосмысливал афробит, подключая к нему элементы электроники, рэпа, R&B и даба. Получившийся сплав Тони Аллен назвал «афрофан»‘.

Долгое время ходили слухи, что 13-ой пластинкой Аллена станет что-то совершенно необычное; в конечном итоге пластинка была представлена на суд общественности. Записанная в Лагосе вживую, с полноразмерной афробит-группой, пластинка «Lagos No Shaking (Lagos is OK)» ознаменовала своеобразное возвращение Аллена к корням афробита после экспериментов с альтернативными электронными форматами.

Известно, что Тони Аллен оказал больше влияние на целый ряд современных исполнителей. В своем сингле 2000-го «Music is My Radar» Blur сослались именно на Тони Аллена; закончилась песня повтором фразы «Тони Аллен увлек меня танцами». Сам Тони работал с Дэймоном Албарном из «Blur» и Фли из «Red Hot Chili Peppers» над проектом «Rocketjuice and The Moon»; в 2012-ом они даже выпустили совместный альбом.

Сейчас Тони Аллен живёт и работает в Париже. В 2013-ом он выпустил автобиографическую книгу «Tony Allen: Master Drummer of Afrobeat», созданном в соавторстве с писателем и музыкантом Майклом Вилом

Источник