Нана Васконцелос

Великий бразильский перкуссионист, вокалист Нана Васконцелос родился 2 августа 1944 года в городе Ресифи на северо-восточном побережье Бразилии.

Профессионально выступать Нана Васконцелос стал в 12-летнем возрасте, начав играть на бонго и маракасах в группе своего отца. В середине 60-х годов он переехал в Рио-де-Жанейро, выступал в качестве ударника в оркестре певца Милтона Наскименто. В 1971 году вместе с ансамблем замечательного тенор-саксофониста Гато Барбиери он отправился в Нью-Йорк. С этого момента как раз и пошла его мировая известность, потому что действительно, чтобы прославиться в джазе, нужно попасть в Нью-Йорк для начала, хотя это может быть ещё и недостаточным условием.

В 70-е годы музыканта можно было застать в Европе, там он сотрудничал и с авангардным американским трубачом Доном Черри и со своим соотечественником – гитаристом Эгберто Джисмонти. Из записей Нана Васконцелоса, выпущенных под его именем и именами музыкантов, с которыми он сотрудничал, можно составить огромную коллекцию «мировой музыки». Одна из таких – пластинка «Saudades», вышедшая на фирме ECM и записанная в Западной Германии в 1979 году. Кроме гитариста Эгберто Джисмонти и Наны Васконцелоса, играющего на всевозможных перкуссийных инструментах, а также на беримбао, здесь ещё присутствует и целый симфонический оркестр Радио города Штутгарта (Radio Symphony Orchestra Stuttgart) под управлением дирижёра Младена Гутеши. Надо сказать, что очень специфический бразильский инструмент беримбао, который является сочетанием резонатора, сделанного из скорлупы ореха, совсем небольшого количества струн и камня, которым играют на этих струнах, звучит в этих записях. Пожалуй, это одна из лучших записей удивительного экспериментатора Васконцелоса.

Второе попадание в Нью-Йорк, причём такое плотное, как следует, состоялось у Наны Васконцелоса в 1976 году. В этот период музыкант записывается с гитаристом Пэтом Мэтини, пианистом Китом Джарретом и создает трио “Codona” (вместе со своим старым знакомым Доном Черри и исполнителем на табле и ситаре Коллином Уолкоттом), оставившее заметный след в истории современного джаза. Импровизационная музыка этого коллектива сочетает разнообразные африканские, азиатские и южноамериканские этнические стили.

В период с 1984 по 1990 годы Нана Васконцелос многократно признавался лучшим перкуссионистом, по опросу критиков джазового журнала «Down Beat». Записей у него огромное количество. Львиная доля из них имеют большее отношение к импровизационно-творческой музыке, хотя много у него записей, которые уходят и в сторону поп-музыки, более развлекательной музыки.

Один из характерных дисков – альбом «Fragments: Modern Tradition»(1997), который был издан (и уже это само о многом говорит) на знаменитом лейбле Джона Зорна – «Tzadik». У него характерное название, поскольку на нём присутствуют и традиции разных этнических стилей, и в то же время осовременивание этих стилей, современное состояние этой традиции, которая, конечно, очень сильно подвергается влиянию стилей, приходящих из других стран и других культур. На альбоме представлена коллекция музыки Васконцелоса, которая была написана для шести фильмов. Действительно, здесь смешаны различные этнические корни, а сам Нана Васконцелос использует колокольчики, шейкеры и барабаны. Он добивается с их помощью специфического саунда для всего диска, особенно в пьесе, которая называется «Mundo Verde» или «Green World». Несмотря на то что в записи этого диска принимало участие множество очень известных музыкантов, в том числе и его старый товарищ – гитарист Эгберто Джисмонти, перкуссионист Сиро Баптиста и многие другие, эту композицию Нана Васконцелос сделал сам путём наложения различных звучаний разных инструментов, добиваясь звуков открытых ландшафтов.

В середине 2015 года у Васконцелоса был диагностирован рак лёгких, а 9 марта 2016 года великий музыкант скончался.

Нана Васконцелос был в высшей степени востребованным музыкантом. При всём этом у него, конечно, были и собственные проекты. Один из них – группа “Bushdancers”, которая существует довольно давно и в состав которой входит бразильский перкуссионист Сиро Баптиста. В конце 80-х годов Нана Васконцелос регулярно записывался на фирме ECM, став постоянным артистом этой фирмы и сотрудничая в рамках этих записей в первую очередь с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком и шведским басистом Арилдом Андерсеном.

Нана Васконцелос считается джазовым музыкантом, но также он участвовал в огромном числе проектов, стилистические границы которых трудно определить. Это чисто латиноамериканская музыка, это концептуальные направления и это «мировая музыка» (world music), в которой нет чёткой джазовой привязки.

Источник