Бадди Гай

30 июля 1936 года в Летсворсе (штат Луизиана) родился Buddy Guy (настоящее имя Guy George). Бадди Гай — блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены и один из лидеров современного блюза, многократный лауреат премии «W. C. Handy» и «Grammy» в блюзовых категориях.

Бадди родился в фермерской семье, первые гитары делал из сигарных коробок и лески, которую вытягивал из противомоскитных сеток. Учился играть самостоятельно, слушая радио и пластинки. Среди первых образцов для подражания были John Lee Hooker, Lightning Hopkins, Muddy Waters. Профессионально начал выступать еще подростком, но садился к публике спиной, не в силах преодолеть стеснительности и неуверенности — качеств, которые будут мешать ему и в дальнейшем.

В начале 50-х он перебрался в столицу штата, где начал пробовать свои силы в различных блюз-бэндах. В 1957-м году в поисках лучшего применения своего таланта Гай отправился в Чикаго. Однако большой город не спешил покоряться ему, и лишь благодаря шоуменским способностям Бадди удалось пробиться в блюзовую элиту.

«Я начинал без медиатора. Это Би Би Кинг приучил меня к медиатору. Я видел, что другие играли пальцами. И я пытался, но у меня так стачивались пальцы, наверное потому, что я использовал проволоку, когда не мог купить обычные гитарные струны. Теперь я играю то пальцами, то медиатором. Люди меня спрашивают: «Куда ты прячешь медиатор, когда во время игры он то исчезает, то появляется?» «…Я не помню, ни когда я начал убирать его в ладонь, ни как я этому научился. Думаю, это пришло по необходимости. Однажды вечером я понял, что не смогу выделить какую-то ноту, если не использую пальцы. И как-то я нашел способ прятать медиатор в ладонь и потом снова его брать. Но как я это делаю? Я не знаю.»

Бадди Гай стал одним из первых музыкантов, создававших в Чикаго новый блюзовый стиль — «вест-сайд блюз». Первые альбомы выпустил на новой чикагской фирме «Vanguard». Альбомы имели неплохой успех, хотя вызывали нарекания в слишком очевидном подражании Би Би Кингу, Джеймсу Брауну и Johnny Guitar Watson. В 60-х годах складывается постоянный дуэт Бадди Гая и Junior Wells. На рубеже 60-70-х годов их концерты пользуются успехом. Дуэтом записаны несколько альбомов при участии и финансовой поддержке тех их поклонников из числа белых поп-музыкантов, кто пришел на эстраду, увлекшись блюзом Эрика Клэптона и «Rolling Stones”. Тем не менее, с общим падением интереса публики к блюзу в начале 70-х годов дела дуэта пошли хуже. Настолько, что Бадди Гаю приходилось подрабатывать водителем грузовых автомобилей или рабочим на стройке. Перерывы в его дискографии составляют до десяти лет. А альбом, записанный в 1979 году в Париже за несколько часов студийного времени, представляет блюз Бадди Гая в совершенно необычном рок-экспериментальном звучании.

Участие в 1990 в концертах Эрика Клэптона в лондонском престижном зале «Royal Albert Hall» послужило началом возвращения Бадди Гая на большую сцену. Бадди попал в волну блюзового бума. Альбом, посвященный памяти Стиви Рея Вона, принес Бадди Гаю первую премию «Grammy» и со временем достиг «платинового» статуса. Премией также были отмечены и два следующих альбома. Среди альбомов Бадди Гая «нового этапа» блюзовым шедевром является концертная запись, сделанная в его чикагском клубе «Legends». Здесь музыкант чувствует себя дома и позволяет себе играть как хочет. Его блюз звучит естественно и раскованно, когда нужно — игриво, когда хочется — горячо. Для этой раскованности есть надежный фундамент — внутреннее глубокое ощущение законов жанра, выстраданное долгим опытом и освященное любовью к своей музыке и своему слушателю.

«Как говорил Би Би Кинг, блюз сейчас более популярен, чем когда бы то ни было. И я счастлив, что дожил до такого. Но нет уже многих из моих лучших друзей и тех, кого я знал в блюзовом мире и кто были лучше меня. Если бы ради них я хоть что-то мог сделать для того, чтобы поддержать блюз, чтобы их жизни, в отношении музыки, не прошли даром! Потому что они любили эту музыку также сильно, как я.

Вы идете посмотреть знаменитого боксера или бейсболиста, а он в тот день ни на что не способен. А как только вы не пошли, на другой день из газет узнаете, что он вел себя как супермен. Думаю, что игра на гитаре — то же самое. Я далеко не в лучшей своей форме каждый раз, когда поднимаюсь на сцену. И за это я злюсь на себя. Но обычно на артиста так не смотрят. Считается, что он всегда должен работать на 100%. Ему не полагается испытывать головную боль, не разрешается сказать «сегодня я что-то не очень хорошо себя чувствую». Средний журналист видит тебя в такие дни и говорит: «Блин! Он отвратителен. Я пошел на его концерт, и он вообще не мог играть.» И поехало… И он не поймет, что ты старался изо всех сил, просто выдался для тебя один из худших твоих дней. Мы же не сверхчеловеки. Мы просто гитаристы.

Таков уж мой стиль игры — вытягивать струну. Думаю, я порвал больше струн, чем любой другой гитарист. Я полагаю, раз ты не рвешь струны, значит, ты на них не играешь. Но я смущаюсь, когда рву их слишком много за один вечер, что я иногда делаю. А на концерте, если я все-таки достигаю точки, когда людям хорошо — тогда какая разница?! Тогда я улыбаюсь. Мне повезло, что теперь у меня есть про запас достаточно гитар, чтобы не задерживать шоу, и у меня великолепный гитарист, так что если я их все порву, он заставит вас скоро забыть, что меня нет. Я не техничный гитарист. Я делаю множество ошибок. Но когда я допускаю ошибку, я стараюсь из неё вовремя выбраться. Я делаю много ошибок, потому что я не репетирую дома. Не думаю, что я мог бы усесться дома и репетировать. Меня тянет на сцену….»

Он — звезда в полном смысле этого слова. Тем не менее, никакого головокружения от высоты у него не замечается. Напротив, он даже сконфужен шумихой вокруг себя, и озабочен тем, что известность может помешать спокойно общаться с друзьями на улице. И вообще, он не считает нормальным для человека, даже очень талантливого — быть чьим-то кумиром. Такой вот он простой парень с гитарой — Бадди Гай

Источник