Фред Астер

Величайший танцор, актёр, хореограф и певец, Фред Астер (настоящее имя Фредерик Аустерлиц) родился 10 мая 1899 года в городе Омаха (штат Небраска).

Заниматься танцами Фред начал в 4 года – вместе со своей сестрой Аделью они поступили в танцевальную школу родного города. Они быстро учились: уже в 6 лет, надев чёрный фрак, Фред танцевал на профессиональной сцене. «Всю жизнь мне казалось, что я родился во фраке», – напишет актер позднее. Таким он и вошёл в историю танца – лёгкий, стремительный, в элегантном черном фраке, в белоснежной рубашке с «бабочкой» и белой гвоздикой на левом лацкане.

А пока Фреду 7 лет, и он с сестрой пробует силы в Лос-Анджелесе. Здесь их принимают в труппу «Орфеум», в её составе маленькие Аустерлицы объехали тогда всю Америку – от Пенсильвании до Калифорнии. Тогда же они берут псевдоним «Астер»: было решено, что «родная» фамилия вызывает ассоциации с битвой и военщиной, и после семейного совета была избрана фамилия дяди из Эльзаса-Лотарингии, которого якобы звали Л’Астер, – только переделали её на американский лад.

Но до того как миру открылся гений Астера, были ещё долгие годы постижения профессии и кропотливого труда. Выступая на сценах мюзик-холлов Нью-Йорка и Лондона, Адель и Фред рано узнали не только что такое успех, но и как бороться с поражением. «У нас случались и провалы, – вспоминал Астер. – Я, бывало, танцевал до изнеможения, а в награду раздавались лишь жидкие хлопки. Нам приходилось искать работу, несколько раз мы получали отказы в мюзик-холлах, а однажды наше выступление заменили дрессированными собачками. Только вера в будущее заставляла нас без усталости работать и совершенствоваться».

И это принесло свои плоды: Астеры попали на Бродвей с музыкальной комедией «Миновав вершину» в 1917 году. Они пели и танцевали, были хорошими акробатами, играли на рояле. Спектакль имел шумный успех, и артисты стали фаворитами нью-йоркской публики. В течение пятнадцати лет Фред и Адель Астеры были ведущими актёрами бродвейской музыкальной сцены, с успехом гастролировали и в Лондоне, и вообще именно с их именами связано само становление театрального мюзикла как жанра в Америке 1920-х годов.

Но в 1932 году Адель вышла замуж и покинула шоу-бизнес, тем самым поставив Фреда в сложную ситуацию – весь его репертуар опирался на совместную работу с сестрой. В этих условиях актёр решается круто изменить жизнь и попробовать добиться успеха в Голливуде. Первые кинопробы оказались явно неудачными – кинопродюсеры не были в восторге от его кандидатуры. Фред был хотя и обаятелен, но некрасив, невысокого роста, к тому же начинал лысеть. Лишь память о бродвейских успехах помогла ему получить работу. Но, как оказалось, актер пришёл в кино в удачный момент. К тому времени звук в американском кино уже прочно утвердился, а камера перестала быть неподвижной, что открывало для танцующего и поющего актера мюзиклов новые небывалые перспективы.

Признание пришло после фильма «Полёт в Рио» (1934 год): на его съёмках Фред Астер впервые встретился со своей партнершей Джинджер Роджерс, с которой они стали самой популярной танцевальной парой на киноэкране. Кэтрин Хепберн говорила о них: «Она добавляет ему соблазнительности, он ей – высокого класса». Многие зрители искренне верили, что он муж и жена. Вместе с Роджерс Астер работал до 1939 года. Это было временем расцвета его таланта. Киномюзиклы «Веселый развод» (The Gay Divorcee, 1934), «Цилиндр» (Top Hat, 1935), «Время свинга» (Swing Time, 1936), «Давайте потанцуем» (Shall We Dance, 1937), «Беззаботная» (Carefree, 1938), режиссёром которых был Марк Сендрич, принесли паре Астер-Роджерс мировую славу. И своей грандиозной популярностью эти фильмы обязаны, прежде всего, Астеру – не только исполнителю, но и постановщику танцевальных партий. Его вольные танцевальные импровизации органично продолжали сюжет, были зажигательны и раскованны. В танце Астер блестяще обыгрывал вещи: вешалка, швабра или зонтик становились для него почти одушевлёнными партнерами. Грациозный, подвижный как ртуть, с неизменной улыбкой на обаятельном лице, Фред стал для американцев воплощением элегантности и хорошего вкуса.

Важнейшей составляющей мюзикла всегда были вокальные номера. Непосредственная манера исполнения сделала многие песни Астера шлягерами. Он не отличался сильным голосом, но его обаяние, чувство ритма и богатый сценический опыт делали его настоящим актёром и певцом. Астер почитался и как выдающийся певец, уступая только Бингу Кросби (они снялись вместе в фильме «Праздничная гостиница», 1942). К тому же он легко мог петь и танцевать одновременно, что удается далеко не каждому. Его негромкий, нежный, шелестящий голос придавал его облику и танцам особое мужское очарование. Сам Астер с юмором относился к своей внешности и вокальным данным. Однажды он заявил журналистам: «Вы только взгляните на меня. Кожа да кости. Лицо угловатое. Скулы торчат. Голоса – ни на грош. Словом, заурядный исполнитель, который только и умеет отплясывать чечётку».

Его театральная и кинематографическая карьера охватывает период в 76 лет, в течение которых Астер снялся в 31 музыкальном фильме. Ленты с его участием снимали лучшие режиссеры Голливуда – В. Миннелли, С. Донен, Ж. Негулеско, Р. Мамулян. Он проявил себя талантливым актёром, однако мировую славу Астер обрел всё-таки благодаря своему гигантскому вкладу в жанр музыкальной кинокомедии. Он считается танцором, оказавшим наибольшее влияние на жанр мюзикла – особенно в кино и на телевидении. Американский институт кинематографии назвал его пятым величайшим актёром всех времён. Великий танцор скончался 22 июня 1987 года от пневмонии.

В одном из интервью, уже на закате своей карьеры, Фред Астер признался: «Мне всегда хотелось танцевать в своей собственной манере, выходящей за рамки существующих правил. Я терпеть не мог, когда мне указывали, как надо ставить ноги, или делали какие-то другие замечания. Я никогда не танцевал ради денег и славы. Я всегда танцевал так, как мне нравилось. А про историю и философию танца знал ровно столько же, сколько и об устройстве телевизора, то есть ничего. Танцевал – и всё тут!»

Источник