Ма Рейни

26 апреля 1886 года в Коламбусе (штат Джорджия) появилась на свет знаменитая «Мамочка блюза», Ма Рейни. При рождении её звали Гертруда Мелисса Никс Приджетт (Gertrude Melissa Pridgett), родилась она в семье музыкантов, которые выступали в традиционных шоу менестрелей.

Впервые будущая звезда начала появляться на публике уже в 1900 году – в таких же шоу, водевилях и ревю, как и те, которыми занимались её родители. Она также выступала на сцене “Springer Opera House” – как певица и танцовщица в местном шоу талантов “A Bunch of Blackberries”. В 1904 году она вышла замуж за Уильяма Папочку (или Па) Рейни (William «Pa» Rainey), тоже водевильного певца и танцора, и с тех пор взяла себе имя Мамочка (Ма) Рейни.

Папочка и Мамочка Рейни вместе cоздали танцевально-музыкальный спектакль, с которым ездили по всем южным штатам. Там Ма Рейни познакомилась с новыми для неё традициями блюза, и они быстро стали основной частью её репертуара. «Её уникальная способность схватывать настроение и самую суть «чёрной южной деревенской» жизни 20-х годов быстро сделала её любимицей публики, толпами следовавшей за ней по всему Югу», – писал о Рейни Daphane Harrison в книге “Black Pearls: Blues Queens”.

Какое-то время Па и Ма Рейни рекламировали себя как “Rainey and Rainey, Assassinators of the Blues” («Рейни и Рейни, убийцы блюза») и ездили по юго-востоку с группой “Rabbit Foot Minstrels”. Тогда же Рейни подружилась и с юной Бесси Смит и передала ей свою любовь к блюзу. Па и Ма Рейни также успешно выступали с шоу “Tolliver’s Circus”, “Musical Extravaganza” и многими другими дорожными или цирковыми шоу.

В результате Рейни стала очень популярна на Юге и в начале 20-х годов была уже одной из самых известных исполнительниц знаменитой ассоциации афроамериканских артистов “Theater Owners Booking Association”. Её слава привлекла внимание компании “Paramount Records”, которая заключила с певицей контракт в 1923 году. Лейб представил её публике как «Мать Блюза» (“Mother of the Blues”), создав имидж, который отлично соответствовал на тот момент уже двадцатилетнему опыту певицы (при этом ей было всего 37 лет). Ма Рейни стала тогда одним из самых успешных «приобретений» “Paramount Records” и записала множество популярнейших хитов. Самыми известными из них стали ставшие потом стандартами “See See Rider”, “Bo Weаvil Blues” и “Ma Rainey’s Black Bottom”.

Официальная карьера Ма Рейни на лейбле продлилась всего 6 лет, в течение которых, однако, певица успела выпустить более 100 записей. Многие из них были сделаны в сопровождении её постоянной группы, в которую входили музыканты, известные по работе с Бесси Смит: Дон Редман, Бастер Бейли, Джо Смит и Чарли Грин. Кроме того, Ма работала с такими звёздами, как Томми Дорси, Луи Армстронг, Кид Ори, Флетчер Хендерсон, Коулман Хоукинс. Вообще, у Ма был очень широкий репертуар, она записывалась и с так называемыми «шумовыми оркестрами» (“jug-bands”) – традиционными негритянскими ансамблями, игравшими на самодельных инструментах, а кроме того – с такими известными гитаристами, как Тампа Ред и Блайнд Блэйк.

Несмотря на коммерческий успех её записей, в конце 1920-х – начале 1930-х годов карьера Рейни пошла на спад, поскольку в моду у публики стали входить мужские исполнители блюза, и многие певицы остались не у дел. К тому моменту Ма успела уже заработать достаточно, чтобы безболезненно уйти со сцены, что она и сделала в 1933 году. Певица вернулась в родной Коламбус, на свои сбережения построила два театра и руководила ими. Так она спокойно жила и работала – вплоть до своей скоропостижной смерти от сердечного приступа в 1939 году.

Ма Рейни не была самой первой блюзовой певицей, делавшей записи, но она заслуженно была признана самой лучшей и знаменитой из первых. Как и многие блюзовые вокалистки того времени, она исполняла и поп-репертуар, и песни менестрелей, и блюз, но в отличие от большинства певиц кабаре, Ма сохраняла в своём вокале очень своеобразную, более тяжёлую, плотную подачу. Музыка Ма Рейни, её богатейшая коллекция записей оказали настолько серьёзное влияние на развитие блюза, что в 1983 году певица была введена в Зал славы Блюза, а в 1990 году – в Зал славы Рок-н-ролла.

Источник