Кит Джарретт

Один из величайших джазовых пианистов и импровизаторов современной джазовой сцены, Кит Джарретт (Keith Jarrett) родился 8 мая 1945 года в городе Аллентауне в штате Пенсильвания.

Его талант, в первую очередь музыкальный, проявился необычайно рано. В семье любили музыку, и родителям, к счастью, хватило наблюдательности заметить способности старшего сына. Уже в три года Кита начали обучать игре на фортепиано, и почти сразу же он начал и сам сочинять музыку. В шесть лет он сыграл свою первую концертную программу, содержавшую и две его собственные композиции. Когда пришла пора собираться в общеобразовательную школу, интеллект мальчика оказался на столь высоком уровне, что его сразу определили в третий класс.

В самом нежном возрасте Кит уже давал концерты в Академии Музыки в Филадельфии и в нью-йоркском «Madison Square Garden». В 15 лет он отправился в Бостон в легендарную «Berklee School Of Music» изучать композицию. Параллельно он осваивал любые попадавшиеся ему под руку музыкальные инструменты. Оставшись в первую очередь пианистом, он научился вполне прилично играть на ударных, гитаре, целом ряде духовых. Почти сразу академическая музыка и джаз начали борьбу за сердце юного таланта. Кит не спешил с окончательным выбором, но жизнь заставила его решиться. Джарретт рано обзавелся семьей (в первом браке у него родилось двое сыновей) и рано начал зарабатывать себе на жизнь, играя джаз в различных клубах Бостона и Нью-Йорка. И когда встал вопрос о поездке в Париж к выдающемуся педагогу Наде Буланже для продолжения академического образования в области композиции, Джарретт предпочел принять предложение Арта Блэйки и переехать в Нью-Йорк для работы в новом составе его ансамбля «Jazz Messengers». Шел 1964 год.

С Блэйки Кит проработал не очень долго. Уже в 1966 году он очутился в квартете Чарльза Ллойда. Два года, проведенные в этом популярном в середине 60-х годов ансамбле, очень много дали молодому музыканту. Именно здесь он познакомился и подружился с будущим верным соратником по многочисленным совместным проектам: барабанщиком Джеком ДеДжонеттом. Позже Джарретт много играл в нью-йоркских джазовых клубах, преимущественно в формате трио, пробуя различные варианты состава. К концу 60-х у него сложился устойчивый альянс с басистом Чарли Хэйденом и барабанщиком Полом Мотяном. Когда в 1972 году к ним присоединился тенор-саксофонист Дьюи Редман, трио переросло в квартет, работавший с перерывами до 1976 года. Но еще до этого Джарретт записал в свою творческую биографию этап сотрудничества с Майлсом Дэвисом.

Великий реформатор джаза всегда славился острым чутьем на талантливых партнеров. Не прошел он и мимо Джарретта, услышав его игру в одном из клубов. Молодой пианист получил приглашение войти в состав ансамбля Дэвиса. Вначале он играл здесь на органе, а затем, вместе с Чиком Кориа, составил группу сдвоенных электрофортепиано. В составе ансамбля Дэвиса его можно услышать на дисках «Live At The Fillmore» и «Live-Evil». Рубеж 70-х был для Дэвиса периодом наиболее активных джаз-роковых экспериментов. Джарретт оказался в эпицентре «электрификации джаза», и особых восторгов у него это не вызвало.

Мюнхенский контрабасист Манфред Айхер, только-только основавший свой лэйбл «ЕСМ», как раз искал среди музыкантов не просто обладателей творческого потенциала, но и настоящих партнеров-единомышленников. Джарретт стал одним из первых его «клиентов», и их союз, основанный на глубочайшем взаимном уважении, длится до сих пор, а большинство записей Кита вышло и выходит именно на «ECM». Айхер предоставил Джарретту самые широкие возможности для реализации его идей.

В 70-е же годы главной для Кита стала идея сольных фортепианных импровизаций. С 1973 года он начал давать концерты, на которых, оставаясь один на один с залом, словно шаман, завораживал публику с помощью только лишь «Стейнвея», щедро обрушивая на нее потоки своего музыкального сознания. В течение одного его концерта можно услышать элементы стиля госпел, мелодичные баллады, политональный неоклассицизм, берущий за душу романтизм, минимализм, остинатные фигуры, которые могут длиться до 15 минут, рок-н-ролл, аритмичную и атональную музыку, игру на струнах рояля и, конечно, впечатляющую виртуозность пианиста. Он часто сопровождает свои джазовые выступления какими-то стонами, напевами и бурными телодвижениями, которые нешуточно раздражают некоторых слушателей. Что интересно, во время исполнения классики Кейт не позволяет себе таких «вольностей».

Джарретт стал первым в истории музыкантом, выступившим со своим импровизациями на самых знаменитых сценах мира: «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке (1978), «Musikverein» (1990, 1995) и «Vienna Staatsoper» (1991) в Вене, «La Scala» (1995) в Милане. Но самой известной работой Джарретта в этом направлении оказался «Köln Concert» (vk.com/wall-43416763_16071), ставший единственным импровизационным концертом, на письменную транскрипцию которого Кит дал согласие.

Но не импровизацией единой. Вскоре после распада «американского» квартета Кита Джарретта Айхер помог ему организовать европейский, «скандинавский» квартет, в который вошли тенор-саксофонист Ян Гарбарек, басист Палле Даниэльсон и барабанщик Йон Кристенсен. С этим составом был записан диск «Belonging», давший название и всему ансамблю. Альбомы, записанные с этим составом, имели большой резонанс, особенно в Европе, и послужили источником вдохновения для нескольких поколений молодых джазовых музыкантов.

Несмотря на активную работу в качестве джазового пианиста, Кит никогда не переставал любить академическую музыку. С 1976 года Джарретт снова «вернулся» в классическую музыку: он не выступал в качестве академического пианиста с подросткового возраста и решил возобновить практику таких концертов, так что они стали проходить регулярно. Но несмотря на то что он любил играть классическую музыку и получал только высшие оценки критиков за свое исполнение, Джарретт в какой-то момент почувствовал, что больше не может быть частью мира академических музыкантов: казалось, что они говорят только о «нотах» и никогда – о музыке.

После выхода из кризиса одной из основных форм творческой активности для Джарретта стала работа в трио с ДеДжонеттом и басистом Гэри Пикоком. Они много гастролировали с концертами, много записывались. Впервые они сыграли вместе все трое ещё в 1977 году, на записи первого диска Пикока для «ЕСМ», но как трио начали работать в 1983 году и продолжают это делать до сих пор. Остается добавить, что сегодня это трио причисляют к лучшим комбо современного джаза.

Кит Джарретт рассказывал, что зрители, и даже коллеги-музыканты, из-за его внешнего вида были порой были уверены, что он афроамериканец (на самом деле он имеет венгерское, шотландское и пуэрто-риканское происхождение). Он упоминал случай, когда Орнетт Коулман пришёл к нему за кулисы и сказал что-то вроде: «Человек, ты должен быть черным. Ты просто обязан быть черным», на что Джарретт ответил: «Я знаю, знаю, я работаю над этим…»

Источник

Вернуться к списку новостей

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

RockFM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Radio JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}