«The Cats» – альбом с участием выдающихся джазовых музыкантов Томми Флэнэгана, Джона Колтрейна, Кенни Баррелла и Идриса Сулеймана – был записан 18 апреля 1957 года на студии Руди Ван Гелдера в Hackensack, а выпущен на «Prestige Records» только спустя два года, в 1959 году, когда один из лидеров, Колтрейн, уже закончил сотрудничество с этим лейблом. Как пишет «allaboutjazz», участие столь великолепных музыкантов, настоящих джазовых «тяжеловесов», предопределило высочайший уровень получившейся записи. Тем не менее эта сессия более всего показательна и интересна как первая лидерская работа Томми Флэнэгана – в то время ещё только восходящей джазовой звезды. В материале альбома не было ничего из ряда вон выходящего – все композиции укладываются в каноны блюза, задавшего основной тон этой сессии, – вероятно, очень быстро организованной и записанной. С другой стороны, подобная спонтанность обычно дает исполнителям больше возможностей раскрыть себя. По игре Колтрейна уже можно догадаться, что вскоре его внимание захватят эксперименты с более сложными и новаторскими гармоническими структурами – его огненно-быстрые и непринужденные соло явно готовы вырваться за привычные рамки. Баррелл выбирает более расслабленный стиль, неторопливыми блюзовыми «мазками» выстраивая свою изысканную линию. И если уж и есть «слабое звено» в этом блестящем ансамбле, то это Сулейман, который, несмотря на несколько удачных соло, на общем фоне иногда выглядит неуверенно, а местами и вообще потерянно. Но, к счастью, ведущая роль отдана Флэнэгану – талантливому аккомпаниатору, который обеспечивает всем партнерам своевременную и чуткую поддержку, помогая держаться общего «курса». Помимо его авторских композиций, записанных всем секстетом, стандарт «How Long Has This Been Going On?», исполненный в трио (Флэнэган, Уоткинс и Хейс), особенно ярко показывает, что пианист прекрасно справляется с ролью главного героя в центре всеобщего внимания. Его неторопливая, полная какого-то особого изящества интерпретация этой темы демонстрирует неоспоримый вкус и оригинальность творческого видения музыканта и вообще делает эту композицию самой интересной вещью на альбоме. Несмотря на то что «The Cats» не стал самым ярким достижением дискографии ни одного из участвовавших в записи музыкантов, которые, кстати, еще не раз потом работали друг с другом в разных составах (особого внимания заслуживает пластинка «Kenny Burrell with John Coltrane» с участием Флэнэгана), этот альбом можно со всем основанием считать великолепной работой, полной прекрасных музыкальных моментов и самого изысканного исполнения.