Dave Brubeck: Time Out

18 августа 1959 года была проведена заключительная из трёх сессий звукозаписи, вошедших в легендарный альбом Дэйва Брубека “Time Out”, изданный в декабре того же года лейблом “Columbia Records”.

Музыкальный критик Стив Хьюи в обзоре для портала “Allmusic” присваивает альбому высший рейтинг – 5 звёзд – и называет “Time Out” несомненным шедевром Брубека и одним из самых инновационных альбомов в истории джаза – прежде всего, с точки зрения работы с ритмом. Как пишет Хьюи, на этом альбоме впервые осознанно исследованы возможности метрических моделей за рамками стандартных размеров 4/4 или 3/4. Для пианиста это был довольно рискованный шаг – продюсеры, с которыми он работал, были не в восторге от идеи выпустить нечто слишком уж экспериментальное и «эстетское», что легко было принять манифестацию «искусства ради искусства». В чем-то опасения оправдались: сразу после выхода альбома многие критики набросились на Брубека за «потрясение ритмических основ» джаза. Однако аудитория слушателей неожиданно оказалась настроена более прогрессивно, чем профессионалы. На волне повсеместного успеха мгновенно ставшей хитом композиции Пола Дезмонда «Take Five», альбом “Time Out” стал неожиданным грандиозным прорывом – он до сих пор сохраняет позиции одной из самых популярных записей в истории джаза.

Таким успехом альбом во многом обязан композиторским талантам и Брубека, и Дезмонда. В их работе содержится множество подлинных открытий – и очень тонких, практически скрытых, и совсем явных и очевидных. Композиция Брубека «Blue Rondo à la Turk» смешивает джаз с классическими формами и с фольклорными ритмами, который он «подслушал» у турецких уличных музыкантов во время своего большого евразийского тура. Пьеса начинается в размере 9/8, с типичным для Балкан рисунком 2+2+2+3, разбитым на короткие и длинные доли и противопоставленным более традиционной для Запада ритмической модели 3+3+3, однако фортепианное и саксофонное соло выдержаны в 4/4. («Blue Rondo à la Turk» также апеллирует к произведению Моцарта «Rondo alla Turca» из «Сонаты для фортепиано No. 11», но, по уверению самого Брубека, исключительно на уровне названия.)

«Take Five», несмотря на свою последующую популяризацию, на самом деле является шедевром, и особенно в оригинальной записи: фразировка соло Дезмонда на альт-саксофоне мастерски вписывается в нестандартный для джаза размер 5/4, который превосходно выдерживает барабанщик Джо Морелло, изобретательно экспериментируя со временем в своём соло. Сам Дезмонд говорил об этой композиции, что «она не задумывалась как хит, она должна была стать просто сольной барабанной партией Джо Морелло».

Фортепианное соло в начале «Strange Meadow Lark» ведется как будто вообще вне какого-то очевидного размера, но затем, когда подключаются остальные музыканты, вписывается в обычные свингующие «четыре четверти». «Three to Get Ready» начинается в ритме вальса, а затем «гуляет» между двух размеров – по два такта в 3/4 и по два – в 4/4. Вообще, весь материал необыкновенно интересен своим мелодическим и ритмическим богатством: даже в пьесах с «чётным» метром музыканты создают неожиданные полиритмические контрапункты, переплетающие или связывающие воедино африканские и западные музыкальные традиции.

Альбом достиг второго места в поп-чарте “Billboard” и стал первым джазовым альбомом, получившим “платиновый” статус RIAA. В 2005 году “Time Out” стал одной из 50 записей, включенных Библиотекой Конгресса США в «Реестр Национальных записей» (“National Recording Registry”). Он также включён в известный список “1001 Albums You Must Hear Before You Die” (“Тысяча и один альбом, которые необходимо послушать до своей смерти”).

Однако, излишняя популярность этого альбома у любителей самых разных, в том числе и неджазовых, жанров не должна ввести вас в заблуждение. “Time Out” – это самая что ни на есть изысканная музыка – и по форме, и по содержанию, полная действительно захватывающих открытий, настоящего свинга, и при этом доступная для понимания – случай необыкновенно редкий для по-настоящему высокого искусства.

Источник