Певица, ведущая и продюсер Теона Контридзе вступила в команду жюри X музыкальной премии «Все Цвета Джаза», организатором которой является Радио JAZZ. Церемония награждения пройдет 26 ноября, в зале Omega Rooftop. В эксклюзивном интервью радиостанции Теона рассказала о своих принципах в работе, посетовала на тернистый путь джазового исполнителя в России и объяснила, почему не получает удовольствия от работы в кино.
— Когда вы поняли, что джаз – это ваше?
— Я никогда и не понимала, что джаз – это мое (смеется). Я не джазовая певица, и никогда себя таковой не считала. Джаз – лишь элемент в моем шоу. Это жизнь, импровизация, наука. Я люблю этот стиль. Абсолютно моя музыка, но я не делаю джаз.
— И как быть с джаз-панком?
— Знаете, я скорее укомплектовала эти два слова для того, чтобы создать некую взаимоисключающую атмосферу в самом названии. Чтобы люди понимали, что имеют дело с разрушением формы, а не ее созиданием. И на их глазах будет происходить некая мистификация: все шаблоны будут рассыпаться.
— Согласились бы еще раз сыграть в кино?
— Обожаю смотреть кино, но не люблю в нем сниматься. Я играла в четырех фильмах – процесс не доставил никакого удовольствия. Потому что привыкла к той деятельности, которая подразумевает после проделанного труда аплодисменты. А у кино этого нет. Вот такая я! (смеется)
— Лариса Долина назвала джазовый фестиваль в Тбилиси в 1989 году самым запоминающимся выступлением. Какое отношение у грузин к этой музыке?
— Для грузин джаз – органическая среда. Фольклор сравнительно с академической музыкой всегда звучит достаточно просто. Грузины же в музыкальном смысле очень сложносочиненные. У моего народа существует внутренний запрос на сложность, а не упрощение: для грузин чем сложнее, тем лучше.
— Как считаете, сложно ли сегодня стать звездой?
— Путь джазового исполнителя в нашей стране не подразумевает звездность. Скорее, это миссионерская позиция… Я бы сказала миссионерско-монашеская. Джазовый музыкант в нашей стране во избежание иллюзий изначально должен понимать, что он должен этим заниматься, потому что не может этим не заниматься. И должен быть уже счастлив, иначе сорвется – это очень жертвенный путь. Особенно в России. Мне очень бы хотелось, чтобы джазовые музыканты интересовались публикой. Потому что публика ровно так же не интересуется артистом, если он не интересуется ей.
— Что вы вкладываете в понятие «интересоваться»?
— Элемент интертеймента, элемент шоу, самопрезентации. Раз уж ты вышел на сцену, значит, ты уже понимаешь, что тебя интересуют люди, и ты должен сделать все, чтобы их заинтересовать.
— История от Теоны Контридзе, которая первой всплывает в голове.
— Когда мы только начали с моей потрясающей группой ивент-движение, к нам очень настойчиво подходили разные люди и просили, чтобы мы спели «А нам все равно». Но я не выполняю заказы. Потому что знаю, что это непаханное поле: разрешишь одно, потом захотят «Владимирский Централ», за ним «Ай ручеёчек-ручеёк». И где ты окажешься – непонятно. Однажды я предложила ребятам сделать свою версию «А нам всё равно», но сделать так аритмично, чтобы никто никогда не смог подпеть. С акцентом на третью долю – музыканты поймут, о чем я говорю. Люди хотели топать, хлопать, подпевать, но у них не получалось. А звучало очень классно!
Однажды нам предложили на выступлении в «Барвиха Luxury Village» сто тысяч евро за лезгинку – мы не исполнили. Правда, я похудела на пять килограмм за секунду, но все равно отказались это делать.
— Почему?
— Моё «нет», наверное, иррационально. Этот панический страх потерять себя, а вместе с собой потерять совесть, честь и даже внешность все время дышит в спину. Поэтому и отказываюсь от подобных предложений.
— Что слушают ваши дети?
— Сын держит в строжайшем секрете – не имею представления, что он слушает. У дочки широкой размах, она идет по правильному пути. Буквально позавчера вместе слушали песни Френка Оушена. Сегодня она на соуле, на рэпе – в общем, слушает то, что должна слушать 18-летняя девочка, которая пока еще не завершила свой пубертат. Первый музон, который я ей поставила, был Джордж Дюк… В общем, с ней без вариантов, там со вкусом все в порядке. Хотя муж постарался мне все испоганить своим AC/DC, но ничего – чуть позже будет мой выход.
— С вашим-то характером, уверен, ее получится склонить на свою сторону.
— Я не собираюсь ничего склонять – там уже все заложено (смеется). Джаз – это мина замедленного действия.
— Чем себя должен окружить человек, чтобы быть счастливым?
— Понимаете, какая история… Счастье – это пиковая ситуация удовлетворенного человека. И он не может быть в состоянии счастья все время, но может быть в состоянии удовлетворения. Я считаю, что такие компоненты как семья, здоровье, хобби, профессия, дружба – это обязательные пять компонентов. А дальше дополнительные настройки – у каждого свои.
Выбор лауреатов «Все цвета джаза 2024» проходит в несколько этапов на сайте премии. С 9 сентября по 16 октября редакция Радио JAZZ собирала заявки на соискание. Отобрать финалистов помогут слушатели радиостанции в открытом голосовании, которое продлится с 21 октября по 7 ноября. Право определить тройки финалистов в этом году передано звёздному экспертному жюри, которое сделает свой выбор с 8 по 15 ноября.
С 18 по 24 ноября в эфире Радио Jazz будут объявлены победители в семи номинациях: «Восходящая звезда», «Фестиваль года», «Площадка года», «Релиз года», «Музыкант года», «Мероприятие года», «За вклад в развитие джазовой культуры в России».