Радио JAZZ пообщалось с певцом Дмитрием Носковым о творчестве, джазе и наследии Фрэнка Синатры.
Радио JAZZ: Дмитрий, приветствуем вас!
Дмитрий Носков: Приветствую! Очень рад пообщаться с моей любимой радиостанцией! Радио Джаз со мной уже, фактически, 20 лет.
J: Мы познакомились с вашей великолепной яркой песней, которая посвящена Фрэнку Синатре. И были радостно удивлены тем, что вы для работы над будущим альбомом приобрели 20 оригинальных партитур песен Синатры. Расскажите нам, во-первых, почём нынче архивные ноты, и, во-вторых, откуда такая преданность Фрэнку?
Д.Н.: Альбом на самом деле даже не планировался. Но теперь мы собираемся записать трибьют Фрэнку в ближайшее время. Просто потому, что зрители, которые приходят на наши концерты, просят этот альбом и именно в нашем исполнении.
Первый мой концерт состоялся 11 октября 2017 года в джаз-клубе «Кино». Специально к нему я действительно купил 20 оригинальных партитур в Нью-Йоркском издательстве, выпускающем редкие джазовые ноты. Ноты стоят не так уж и дорого, если покупаешь одну партитуру. Но когда их 20, уже становится ощутимо. На партитуры для этого концерта я потратил около 2,5 тысяч долларов.
Про преданность Фрэнку – это сложная история. 😊
Я до недавнего времени по основной профессии был кино-композитором. Я им и остаюсь. На моём личном сайте можно послушать музыку, которую я сочинил. Но теперь в моей жизни появился Синатра, и он сильно, так сказать, перетягивает одеяло на свою сторону. Теперь уже сложно сказать, что является моей основной профессией.
В 2008 году, когда я писал музыку к фильму «Любовь – морковь 2», в монтажной версии стоял временный трек для создания новогоднего настроения. И это был Фрэнк Синатра с песней Let it snow!
Конечно, я знал Фрэнка до этого. Но почему-то именно в этот момент я заострил внимание на его творчестве. В очередной раз я поразился отменной оркестровкой, подачей Фрэнка как вокалиста, четкостью его артикуляции. Решил послушать его подольше и купил 10 альбомов. Так они поселились в моем автомобиле, и на протяжении 5 лет я не слушал ничего кроме Синатры. Я буквально провалился в него. Начал изучать его биографию, смотреть живые концерты. Начал потихоньку подпевать. А потом понеслись караоке, где я пытался петь репертуар Фрэнка. Первый звоночек прозвенел, когда из-за соседнего стола в качестве комплимента девушки прислали мне пирожное 😊 В следующий раз девушки пригласили меня спеть у них на девичнике и уже предложили деньги. Деньги я тогда не взял, но задумался.
Полностью сменил стиль одежды на классический – стал носить костюмы, начал шить шляпы на заказ, нашел в Испании духи, которые Фрэнк носил в 40-е годы. Нашел педагога по вокалу и начал учиться петь. Одновременно начал посещать джазовые джемы в клубах. Первым был JAM club Андрея Макаревича. Так что можно сказать, это моя альма-матер. Там я впервые вкусил зачатки популярности. Зрители, посещавшие джемы, начали меня узнавать, благодарить за исполнение.
Вот тогда и появилась мысль сделать концерт, посвященный Фрэнку.
J: Кто работает с вами над альбомом? Ведь вы сами аранжировщик. Значит ли это, что все партитуры песен обработаны вами лично?
Д.Н.: Началось все с того, что мы с моей супругой Анной Симикиной решили, что нужно создать визитную карточку программы. Она написала текст песни «Я буду петь тебе как Фрэнк», поймав мое настроение. Я написал музыку и набросал фортепианный скетч. Естественно, я мог сделать аранжировку и оркестровку сам, но у нас было так мало времени до концерта, что я решил отдать оркестровку в профессиональные руки легендарного российского джазового музыканта и композитора Юрия Ивановича Маркина. Его посоветовал Алексей Круглов — руководитель «Круглого бенда». Мы с ним сотрудничали на одной из картин, к которой я писал музыку.
J: Да-да, мы хорошо знаем Алексея. Недавно делали презентацию его альбома. Сейчас слушаем его новую работу – тоже посвящение, но посвящение Чарли Паркеру. Хочется спросить, что чувствует музыкант, исполняя музыку великих? Например, песни великого крунера?
Д.Н.: Несомненно, был страх несоответствия великому вокалисту. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет бурбон 😊 Некоторые представители нашего джазового мира думают, что я просто очень хитрый человек и решил сделать эту программу, чтобы паразитировать на имени великого Синатры и зарабатывать тонну денег.
Боюсь, что разочарую их, когда скажу, что всё, что я делаю – исключительно из любви к этой музыке и к самой персоне Фрэнка. Мне настолько близок его подход к материалу, отношение к словам в песнях и даже стиль его жизни, что я просто не могу не делать этого. В наше время, когда поп-музыка представляет из себя «однобитные» танцульки, лишенные как мелодии, так порой и смысла, мне хочется вернуть эту замечательную музыку на концертные площадки мира. Она должна жить, потому что более чем достойна этого. Вот что я, собственно, и делаю.
J: У вас музыкальная семья. Дед играл в оркестре Утёсова, отец был музыкантом. Чувствуется хоть что-то генетически передавшееся от родителей?
Д.Н.: Мой дед Анатолий Васильевич Носков был трубачом и действительно играл в оркестре Утесова. Папа был очень музыкальным, играл на валторне в юности и на баяне. Но с музыкой расстался, когда женился, потому что музыкой было сложно заработать в то время.
Так что от судьбы не убежишь. Да я и не пытался. С детства знал, что хочу заниматься музыкой. В 14 лет с моим одноклассником создали рэп-группу, нашли спонсора (и это начало 90-х) и записали три песни. Так я получил первый опыт аранжировки. И уже в 16 начал зарабатывать этим деньги. Через 14 лет я «переехал» в кино. Пришлось учить теорию музыки, оркестровку самостоятельно, но оно того стоило. А потом пришел Фрэнк и подарил праздник, который длится уже 3 года.
J: Сингл «Я буду петь тебе как Фрэнк» записан в декабре 2018 года. Каковы успехи этой записи и, соответственно, ваши успехи с этой песней?
Д.Н.: Сингл мы записали на моей родной студии «Мосфильм». Звукорежиссером записи и сведения был мой давний товарищ, прекрасный профессионал своего дела Александр Михлин, с которым мы записывали мою музыку для картин «Салют-7», «Т-34», «Крякнутые каникулы» и т.д. Но выпустили сингл только через полтора года в августе 2020. Я думал записать еще русскую версию «Fly me to the moon», но грянул карантин и работа прервалась. Надеюсь, она войдет в новый альбом, где будут уже оригинальные песни нашего с супругой сочинения. Они будут в духе свинга того времени, но это будет абсолютно новый оригинальный материал.
А программа «Я буду петь тебе как Фрэнк» пользуется огромной популярностью. Год назад я решил разнообразить материал и сделал еще одну программу «Sinatra & Strings», которую презентовали в октябре 2019 года в клубе Игоря Бутмана. Программа тоже крайне интересная и содержит еще больше редкоисполняемых песен Фрэнка. И все это в сопровождении джазового секстета и струнного октета.
J: Давайте договоримся, что все новые работы вы сразу же по окончании студийной записи будете предлагать нашим слушателям. Потому что программа из песен Синатры нам очень понравилась!
Д.Н.: Я обещаю! Очень жаль, что радио «Джаз» не ротирует русскоязычный джаз. Я вообще считаю, что джаз – это чисто русская музыка. Стоит только вспомнить имена великих «американских» композиторов, которые сочинили практически весь золотой фонд American Song book. Это и Ирвин Берлин, и братья Гершвины, и Вёрнон Дюк. Ведь это всё выходцы из Российской империи, которые оказались по ту сторону океана в начале 20-го века. Так что джаз – это русская музыка. И пора её возвращать домой! Над этим и будем работать. Нашим людям нужна эта музыка – они соскучились по мелодиям, по текстам, которые отзываются в сердце, потому что отражают эмоции.
Надеюсь, мы найдем наш общий, русский язык!
J: Спасибо! И удачи!