Историческая премьера "Rhapsody In Blue"

11.02.2020

12 февраля 1924 года в нью-йоркском зале «Aeolian Hall» состоялось историческая премьера «Rhapsody In Blue» Джорджа Гершвина в рамках концерта под названием «An Experiment in Modern Music». «Rhapsody In Blue» была исполнена оркестром «Palais Royal Orchestra» под управлением Пола Уайтмена и самим автором за фортепиано!

На премьере присутствовали прославленные музыканты того времени, в числе которых были Джон Филипп Суза и Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист и Леопольд Стоковский. Гершвин решил оставить за собой свободу выбора некоторых эпизодов и не записал одну из страниц для фортепианного соло, отметив словами «ждать кивком». Гершвин действительно импровизировал какую-то часть и досочинял фортепианную партию, которую теперь знают все, уже после премьеры. Сейчас действительно неизвестно, как именно звучала рапсодия в её первом оригинальном исполнении.

Рассказывают, что известное кларнетовое глиссандо в начале рапсодии появилась на свет прямо во время репетиции, когда Гершвин попросил виртуозного кларнетиста Гормана сыграть глиссандо, добавив не только юмористический оттенок происходящему, но и столько «стенаний», сколько можно.

К концу 1927 года Гершвин с оркестром Уайтмена исполнили «Rhapsody In Blue» восемьдесят четыре раза, а записав её, продали миллион копий.

Рапсодия получила смешанные отзывы от ведущих критиков.

Олин Даунс из «The New York Times»:

Произведение исключительно талантливое, у молодого композитора цели, которые выходят далеко за рамки жанров. Он борется с формой, в которой он далеко не мастер… при всем том, аудитория взорвалась бурными аплодисментами.

Другой рецензент, Лоуренс Гилман, специалист по Рихарду Вагнеру, комментируя «Rhapsody» в «Нью-Йорк трибюн» 13 февраля 1924 года, сказал:

Слабые и банальные мелодии получают скучное гармоническое развитие под прикрытием суетливого и бесполезного контрапункта! Всё настолько несвежее и такое невыразительное!

Однако приём «Rhapsody In Blue» у публики был буквально беспримерен. И солист, и оркестр, и дирижер вызывались на бесконечные овации. Наиболее прозорливые и тонкие ценители уже тогда понимали, что «Рапсодия в голубых тонах» синтезирует в себе самые характерные черты наступающей новой музыкальной эпохи.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы