Когда говорят о классике джаза, то обычно подразумевают, с одной стороны, джазовые стандарты, а с другой – наиболее известные записи выдающихся джазовых исполнителей. Джазовые стандарты – это известные композиции, темы, которые знают и исполняют большинство джазовых музыкантов и которые обычно легко узнаваемы для слушателей.
Джазовые стандарты
Наиболее широко известны джазовые стандарты 20-х, 30-х и 40-х годов, т.е. эпохи раннего джаза и эпохи свинга, когда джаз был популярной музыкой. В большинстве случаев они сочинены профессиональными композиторами для мюзиклов, музыкальных шоу. Поэтому популярность этих мелодий выходит далеко за пределы любителей классического джаза: «St. Louis Blues» Уильяма Хенди, «Sweet Georgia Brown» Бена Берни и Масео Пинкарда, «Stardust» Хоги Кармайкла, «The Man I Love» и «Summertime» Джорджа Гершвина, «My Funny Valentine» Ричарда Роджерса, «All the Things You Are» Джерома Керна, «Body and Soul» Джонни Грина, «What Is This Thing Called Love» и «Night and Day» Коула Портера, «Autumn Leaves» Жозефа Косма.
Cole Porter — «Night and Day»
Существует такое понятие Great American Songbook (Великий американский песенник), которое виртуально охватывает наиболее популярные песни различных композиторов, сочиненные для бродвейских мюзиклов с 1920-х по 1950-е годы и которое примерно совпадает с составом наиболее известных джазовых стандартов, по-прежнему исполняемых джазовыми музыкантами.
В 40-е и 50-е джаз начинает меняться в сторону малых составов, авторской музыки, и с этого времени стандартами преимущественно становятся композиции самих джазовых музыкантов. Наибольшую известность получили Round Midnight Телониуса Монка, Night in Tunisia Диззи Гиллеспи, Take Five Пола Дезмонда, легко узнаваемые даже слушателями, поверхностно знакомыми с джазом.
Классические записи джазовых исполнителей
Что же касается считающихся классическими записей известных джазовых музыкантов, то их количество также очень велико. К примеру, джазовый гид (справочник) издательства Penguin носит название «История джаза в 1001 лучших альбомах». Ясно, что классика джаза обширна, и найти критерии, для того чтобы свести ее к короткому плейлисту непросто. Любая такая подборка будет страдать неполнотой и субъективностью.
Однако некоторых музыкантов принято называть «джазовыми легендами», «гигантами джаза», «джазовыми иконами», наконец, «гениями джаза». Можно попробовать назвать некоторых из них:
Классика раннего джаза
Несомненными гениями раннего джаза (20-е годы) принято считать трех музыкантов. Ни один плейлист ценителей классического джаза не обойдется без произведений Луи Армстронга. Революционное значение для развития джаза имели знаменитые классические джазовые произведения, сделанные им с собранными им специально для этого составами – Hot Five и Hot Seven. Среди них стоит особо выделить West End Blues, Wild Man Blues, Tight Like This, Heebie Jeebies, Potato Head Blues, Willie The Weeper, Weather Bird, Hotter Than That. А из более поздних записей, когда Армстронг стал поп-звездой, нельзя не упомянуть When The Saints Go Marchin’ In, When It’s Sleepy Time Down South (с его ансамблем All Stars), знаменитые дуэты с Эллой Фицджеральд – Ella & Louis (1956), Ella & Louis Again (1957), Porgy & Bess (1958), а также его хиты Hello, Dolly! И What a Wonderful World.
Louis Armstrong Hot Seven – «Wild Man Blues»
Еще один выдающийся исполнитель раннего периода пианист и бендлидер Джелли Ролл Мортон считается первым великим композитором джаза, сам же он претендовал на роль ни больше ни меньше как изобретателя джаза.
Его записи с группой Red Hot Peppers – свидетельство индивидуальной виртуозности и музыкальной изобретательности, умения превратить отдельную композицию едва ли не в карнавал: Grandpa’s Spells, The Pearls, King Porter Stomp, Doctor Jazz, Kansas City Stomp, Dead Man Blues, Sidewalk Blues Wolverine Blues.
Jelly Roll Morton – «Wolverine Blues»
Третий гений раннего джаза – корнетист Бикс Байдербек (Bix Beiderbecke), который является наиболее выдающимся представителем так называемого чикагского стиля. Кроме того, что его, подобно Армстронгу, отличала живость импровизаций, его своеобразие заключалось в сочетании необычного «прохладного» (cool) звучания и свинга, причем он умел свинговать даже в балладах, т.е. в композициях с медленным темпом.
Среди его наиболее известных записей: Singin The Blues, Jazz Me Blues, I’m Coming Home Virginia, At the Jazz Band Ball.
Bix Beiderbecke – «Singin The Blues»
Классика эпохи свинга
Джазовая классика 30-х годов – это, конечно, биг-бенды, самыми известными из которых были, пожалуй, четыре. Это оркестры Бенни Гудмена, Каунта Бейси, Дюка Эллингтона и Гленна Миллера. И у каждого оркестра – свой список хитов.
Хиты биг-бенда Бенни Гудмена, получившего неофициальный титул «короля свинга»: Let’s Dance, Sing, Sing, Sing, King Porter Stomp, Stompin’ at the Savoy, Jersey Bounce, Don’t Be That Way, Why Don’t You Do Right.
Benny Goodman – «Sing, Sing, Sing»
Широкая слава оркестра Каунта Бейси началась в 1937 году после записи композиции One O’clock Jump. Не менее известны и другие его хиты: Jumpin’ At The Woodside, Lester Leaps In, Blue and Sentimental; Basie Boogie; Shiny Stockings; Jive at Five.
Count Basie – «Jumpin’ At The Woodside»
Дюк Эллингтон был не только замечательным бенд-лидером, но и композитором (хотя некоторые известнейшие композиции его оркестра были плодом коллективного творчества), и об этом свидетельствует тот факт, что большинство его хитов стали джазовыми стандартами, и их версии можно услышать на альбомах множества современных джазовых музыкантов: Caravan; Take the «A» Train; Mood Indigo; Sophisticated Lady; Perdido; Cotton Tail; It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing); C Jam Blues; Solitude; In a Sentimental Mood.
Duke Ellington – «Take the A Train»
Музыка оркестра Гленна Миллера завоевала столь широкою популярность (в особенности благодаря фильму «Серенада солнечной долины»), что породила по всему миру большое количество оркестров, исполняющих его хиты: In the Mood; Moonlight Serenade; Chattanooga Choo Choo; Tuxedo Junction; Sunrise Serenade; Perfidia; Pennsylvania 6-5000; Stardust; Moonlight Cocktail; Little Brown Jug; American Patrol; Serenade in Blue.
Glenn Miller – «Chattanooga Choo Choo»
Говоря о классике джаза, абсолютно невозможно не вспомнить двух великих леди джаза – Билли Холлидей и Эллы Фицджеральд.
Билли Холлидей с ее особым чувством блюза изменила само представление об искусстве вокала. В каждую песню она как никто другой привносила ощущение словно бы лично пережитого. Среди наиболее известных исполняемых ею песен: Lover Man; Don’t Explain; Strange Fruit; God Bless the Child; What a Little Moonlight Can Do и другие.
Billie Holiday – «God Bless The Child»
Элла Фицджеральд, получившая неофициальный титул «первой леди джаза», начала свою долгую творческую жизнь в эпоху свинга в оркестре Чика Уэбба. Она считается величайшим интерпретатором Великого американского песенника, и почти все ее записи можно считать классикой джаза. Но вот некоторые из ее хитов: A-Tisket, A-Tasket, Lady Be Good, How High the Moon, Flying Home, How High the Moon, Mack the Knife, It’s Only a Paper Moon, Night and Day.
Ella Fitzgerald – «A-Tisket-A-Tasket»
Классика эпохи бопа и кула
В 40-е годы на джазовую сцену выходит новая музыка – боп. Точнее ее создают музыканты, к которым справедливо прилагается эпитет «гениальных».
Выдающийся трубач Диззи Гиллеспи создал множество композиций, которые вошли в число несомненных джазовых стандартов: A Night in Tunisia; Groovin’ High; Salt Peanuts; Manteca; Dizzy Atmosphere; Blue ‘N’ Boogie; Bebop; Birk’s Works.
Dizzy Gillespie, Charlie Parker – «A Night In Tunisia»
Чарли Паркер по прозвищу Bird (Птица) – музыкант, изменивший джаз, изменивший способ импровизации, многие его композиции стали джазовыми стандартами, а его записи остаются непревзойденными образцами исполнительского искусства: Now’s the Time; Anthropology; Dona Lee; Bloomdido; Ornithology; Scrapple from the Apple; Ko Кo; Cool Blues; Chasin’ the Bird; Yardbird Suite.
Charlie Parker – «Now’s the Time»
Еще один выдающийся новатор би-бопа – пианист Бад Пауэлл. К его наиболее известным джазовым произведениям относятся Cleopatra’s Dream; Celia; Un Poco Loco; Bouncing with Bud; Dance of the Infidels; Hallucinations.
Bud Powell – «Cleopatra’s Dream»
Любой плейлист джазовой классики будет неполон без несравненного фантастического виртуоза фортепиано Арта Тейтума, слушая которого можно подумать, что играют сразу три пианиста: Tiger Rag; Tea for Two; Sweet Lorraine; Humoresque; Liza; Yesterdays.
Art Tatum – «Yesterdays»
Один из самых оригинальных и даже эксцентричных (и не только в музыке) джазменов пианист Телониус Монк был также блестящим композитором. Ему принадлежит множество тем, ставших джазовыми стандартами: ‘Round Midnight; Ruby, My Dear; Well, You Needn’t; Epistrophy; Straight, No Chaser; Blue Monk; Rhythm-A-Ning; Misterioso; In Walked Bud; Bemsha Swing; Crepuscule With Nellie; Green Chimneys. При этом композиция Round Midnight является наиболее записываемым из стандартов, созданных джазовыми музыкантами.
Thelonious Monk – «Round Midnight»
В 50-е годы благодаря новым техническим возможностям основной формой произведения, наряду с отдельными композициями, становятся альбомы. Великому джазовому трубачу Майлзу Дэвису принадлежит целый ряд альбомов, которые создали новые направления в джазе и потому по праву считаются классическими: Round About Midnight (1957); Miles Ahead (1957); Bags’ Groove (1957); Birth of the Cool (1957); Milestones (1958); Sketches of Spain (1960); In a Silent Way (1969). А альбом Kind of Blue (1959) нередко называют величайшим джазовым альбомом вообще. Композиции с этого альбом So What и Аll Blues стали джазовыми стандартами.
Miles Davis – «So What»
Джон Колтрейн – один из влиятельнейших музыкантов в истории классического джаза, которого нередко называли мессией джаза. Некоторые его композиции также впоследствии стали джазовыми стандартами: Naima; Blue Train; Impressions; Giant Steps; A Love Supreme. А его версии джазовых стандартов, как, например, My Favorite Things, считаются эталонными. Среди записанных им альбомов несомненно классическими являются Blue Train (1957); Bags & Trane (1959); Giant Steps (1960); Thelonious Monk with John Coltrane (1961); My Favorite Things (1961); Duke Ellington & John Coltrane (1963); A Love Supreme (1965).
John Coltrane – «My Favorite Things»
Почти невозможно назвать известного современного джазового пианиста, который бы не испытал влияния Билла Эванса, которого иногда называют величайшим лириком джаза. Записанные им композиции Waltz for Debby, My Foolish Heart, Nardis, Time Remembered, Autumn Leaves, You Must Believe In Spring, My Romance – блестящие образцы тончайшей лирики. Лучшими из его альбомов считаются Sunday at the Village Vanguard (1961), Waltz for Debby (1962), Conversations with Myself (1963).
Bill Evans – «Waltz For Debby»
Еще один выдающийся джазовый саксофонист, влияние которого на последующие поколения джазовых исполнителей трудно переоценить, – Сонни Роллинз. Среди его лучших композиций St. Thomas, Tenor Madness, Oleo, а наиболее известный альбом – Saxophone Colossus (1956).
Sonny Rollins – «St. Thomas»
В 50-х годах в эпоху распространения рок-н-ролла нашелся музыкант, который доказал, что акустический джаз, построенный на сложных ритмах и гармониях, может быть интересен широкой аудитории. Один из выдающихся джазовых новаторов пианист Дейв Брубек создал несколько известных джазовых стандартов – Blue Rondo a La Turk, In Your Own Sweet Way, It’s a Raggy Waltz и, – а альбом квартета Дейва Брубека Time Out (1959) считается одним из самых инновационных в истории джаза и продолжает пользоваться широкой популярностью, в частности благодаря знаменитому хиту Take Five.
Dave Brubeck Quartet – «Take Five»
Говоря о джазе 70-х гг. и о развитии стиля фьюжн, невозможно не вспомнить о блестящей группе Weather Report клавишника Джо Завинула, в состав которой входили такие выдающиеся музыканты, как Уэйн Шортер и (хотя и не с момента основания группы) бас-гитарист Жако Пасториус, поныне считающийся непревзойденным исполнителем на этом инструменте. Среди почти двух десятков ее альбомов наиболее успешными и несомненной классикой стали Weather Report (1971) и Heavy Weather (1977). Второй из них открывает самый знаменитый хит группы, ставший одним из популярнейших джазовых стандартов, – Birdland.
Weather Report – «Birdland»
Живые классики (современный джаз)
К джазовой классике можно с полным основанием отнести и некоторых из современных, продолжающих свои выступления музыкантов.
Уэйн Шортер – вероятно, самый влиятельный и именитый после Джона Колтрейна и Сонни Роллинза саксофонист. Многие его произведений также успели стать классикой джаза: Footprints, Nefertiti, Speak No Evil, Infant Eyes и другие. Пожалуй, наиболее известный его альбом как лидера – Speak No Evil (1964).
Wayne Shorter – «Infant Eyes»
Херби Хэнкок – один из самых почитаемых современных джазовых гигантов, творчество которого – в силу множества поворотов, переходов от стиля к стилю в его музыкальной карьере – продолжает вызывать споры. Однако его вклад в развитие джазового фортепиано огромен и не подлежит сомнению, и также он – автор ряда бесспорных хитов, некоторые из которых в свое время были популярны и за пределами джазового мира: Watermelon Man; Maiden Voyage; Cantaloupe Island; Chameleon; Dolphin Dance; Blind Man, Blind Man; Rockit; Butterfly. Его альбомы Maiden Voyage (1965) и Head Hunters (1973) – также несомненно относятся к джазовой классике.
Herbie Hancock – «Cantaloupe Island»
Чик Кориа наряду с Хэнкоком также является влиятельнейшим джазовым пианистом современности. Яркий образец его творчества – альбом Return to Forever (1972), ставший бесспорной классикой благодаря замечательным мелодиям и стилевому своеобразию сочетания фьюжн (электрические клавишные) и латиноамериканских ритмов. Кориа – автор ряда известнейших композиций, соответственно, джазовых стандартов: Spain, Some Time Ago (La Fiesta), Armando’s Rhumba, Crystal Silence.
Chick Corea & Gary Burton – «Crystal Silence»
Кит Джарретт – еще один из гигантов современного джазового пианизма, носитель своеобразного стиля. Джарретт проявил себя как несравненный сольный импровизатор. Его альбом The Köln Concert (1975) стал одним из самых популярных джазовых альбомов вообще, что удивительно для такого жанра (соло фортепиано). И хотя его достижения как композитора не столь значительны, его My Song – несомненный шедевр. Джарретт – глубокий интерпретатор стандартов, о чем свидетельствуют альбомы Standards, Vol. 1 & 2 (1983).
Keith Jarrett – «My Song»
Трубач Уинтон Марсалис (Wynton Marsalis) – виднейший представитель поколения джазменов, ступивших на джазовую сцену в 80-х гг. Многие годы он признавался джазовыми критиками не только лучшим трубачом, но и лучшим джазовым музыкантом вообще. Марсалис постоянно обращается к истокам джаза. Как композитор, он не создал запоминающихся мелодий, но проявил себя как блестящий интерпретатор, в частности, записав шесть альбомов джазовых стандартов под названием Standard Time: Vol. 1-6, наибольший из которых имел последний 6-й выпуск (1999), а также альбом Live at the House of Tribes (2005). Марсалис постоянно обращается к истокам джаза, воскрешая новоорлеанский стиль, но при этом он еще и блестящий исполнитель баллад.
Wynton Marsalis – «Embraceable You» – Newport Jazz Festival (Official)
Составляя подобный список, неизбежно допустишь несправедливость. Но явной несправедливостью было бы забыть о выдающемся современном джазовом гитаристе Пэте Метини, виртуозе, полистилисте, мгновенно узнаваемом благодаря своему саунду и своеобразному стилю, оказавшему огромное влияние на множество современных джазовых музыкантов, причем далеко не только гитаристов. Ярчайшим образцом стиля Пэта Метини является его альбом Pat Metheny Group (1978). К нему можно добавить Still Life (Talking) (1987), Letter from Home (1989), We Live Here (1994).
Pat Metheny Group – «Last Train Home»
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы