Все цвета джаза Сергея Жилина: о развитии джаза, факультативе джазового исполнительства и оценивании коллег

24.09.2025

19 ноября в театре «ОДЕОН» пройдет церемония вручения XI ежегодной премии «Все Цвета Джаза», организатором которой является Радио JAZZ. В преддверии этого знакового события народный артист России, руководитель коллектива «Фонограф-Джаз-Бэнд», один из членов жюри премии Сергей Жилин рассказал о развитии джазовой музыки сегодня и о том, по каким критериям будут оцениваться номинанты.

Какие новые тенденции сейчас можно наблюдать в джазовой музыке в России и в мире? 

Джаз – это постоянно развивающаяся форма искусства, которая демонстрирует современные тенденции, используя, казалось бы, абсолютно не связанные между собой созвучия и логические линии построения, формы. Результатом этого смелого синтеза становится создание совершенно нового и очень интересного продукта. С другой стороны, очень многие коллективы сегодня обращаются к диксиленду и свингу, черпая вдохновение в наследии классического джаза. Это говорит о том, что, отдавая дань классическому наследию, джаз не стоит на месте, он постоянно развивается как в стилистическом, так и в фактурном отношении. 

Что Вы сами исполните на премии «Все Цвета Джаза» и почему такой выбор?

Что касается моего выступления на премии «Все Цвета Джаза», то выбор программы пока открыт. Возможно, я представлю материал из нашей новой программы «Русское. Избранное», посвященный таким великим русским композиторам, как Рахманинов, Римский-Корсаков, Чайковский. Не исключено и исполнение чего-то из джаз-роковой программы «Сила джаза». 

С сентября 2025 года Вы руководите факультативом «Искусство джазового исполнительства» в Московской консерватории. Много ли сегодня молодежи увлекается джазом, какой конкурс и становятся ли они в итоге узнаваемыми «звездами»? 

Теперь Московская консерватория открывает новые горизонты для своих студентов, предлагая факультатив джазового исполнительства и джазовой импровизации. Невероятный ажиотаж вокруг этой новой дисциплины подтверждается внушительным числом записавшихся – более 60 человек – это большая цифра для факультатива. Конечно, реальность такова, что не каждый, кто проявил первоначальный интерес, останется до конца. Но даже если сохранятся 70-80% студентов, это будет огромным успехом. И даже если это будет 50%, тоже, главное – чтобы эти люди были искренне увлечены джазовым искусством. 

Важно понимать, что освоение джазовой лексики и импровизации требует значительных усилий, ничуть не меньших, а возможно, даже больших, чем в академическом исполнительстве. Это кропотливая работа, предполагает, постоянное обучение  и развитие. И поэтому те, кто обладает высокой работоспособностью, терпением и истинной страстью к джазу, непременно добьются впечатляющих результатов. 

Знают ли студенты о джазовой премии, им это интересно? 

Студентам, конечно же, интересна премия, и многие из них черпают вдохновение, слушая Радио JAZZ, для того чтобы быть в курсе последних тенденций и наслаждаться многообразием этого уникального музыкального жанра.

Вы являетесь музыкальным руководителем различных фестивалей: «Джаз на Неве», «Джаз-Гром» и других, и как Вы считаете, какая разница и преимущество форматов премии и фестиваля?

Мне кажется, что сравнивать премию и фестиваль не совсем верно. Фестиваль – это прежде всего возможность выйти на сцену, показать своё искусство зрителю и коллегам, ощутить ценность живого исполнения, его сиюминутность и непосредственность. Однако, когда мы говорим о премии «Все Цвета Джаза», речь идет об оценке студийной работы. Музыканты уделяют большой внимание созданию треков, их композиционному построению, форме, стремясь достичь максимально качественного, интересного и изобретательного результата. С другой стороны, премия может рассматриваться как новый формат фестиваля – фестиваль записей. В любом случае, и фестивали, и премии необходимы как для музыкантов и исполнителей, так и для слушателей. 

Вы постоянный участник премии «Все Цвета Джаза», чем она для Вас интересна?

Участие в подобном мероприятии – это не просто возможность заявить о себе перед широкой аудиторией, но и мощнейший стимул для постоянного совершенствования. Премия ставит перед артистами амбициозную задачу – делать свою музыку не просто хорошей, а все более интересной и новаторской. Именно необходимость постоянно повышать свой уровень – как творческий, так и технический, искать новые формы выражения, и двигаться вперед делает путь к премии захватывающим.

Вы войдете в состав жюри на премии «Все Цвета Джаза», по каким критериям будут оцениваться конкурсанты?

Оценка работы коллег, безусловно, представляет собой непростую задачу, и, признаться, не всегда приятную. Выставлять какие-то баллы или характеристики, когда ты искренне восхищаешься качеством представленного материала, и понимаешь, что все выполнено на высочайшем профессиональном уровне, — это крайне затруднительная задача. Конечно, если бы вдруг встретилась работа, скажем так, не самого высокого качества, то вопрос оценки был бы очевиден. Но когда все сделано интересно, да и еще, в совершенно разных стилях и направлениях, то выделить кого-то одного становится настоящей проблемой. Именно это, пожалуй, и является самой сложной частью работы жюри. Тем не менее нам придется собраться и сделать этот непростой выбор.

Вы были в жюри Премии в предыдущие годы: было ли такое, что жюри спорило, кому присудить номинацию? Как выходили из ситуации? 

Возможные споры жюри, пусть останутся за кулисами, и это будет нашим секретом. Именно в этих закулисных обсуждениях, где страсти накаляются, а мнения расходятся, рождается истина. Там, вдали от глаз публики, судьи могут позволить себе быть максимально честными, отстаивая свои позиции и ища компромиссы. И пусть интрига сохранится – ведь именно в ней и кроется главный интерес. 

Как Вы относитесь к коллаборациям джазовых артистов с музыкантами других жанров? Есть удачные примеры, на Ваш взгляд?

Слияние различных стилей и направлений в рамках коллабораций – это всегда интригующе, и часто приводит к выдающимся результатам. Смею надеяться, что наши интерпретации произведений таких великих композиторов, как Рахманинов, Чайковский и Римский-Корсаков, являются тому подтверждением. Именно в таких работах, где происходит смешение стилей и направлений, рождаются неожиданные и интересные музыкальные события.

Что Вы можете пожелать участникам премии «Все Цвета Джаза» и слушателям Радио JAZZ?

Участникам премии могу сказать – продолжайте работать и создавать больше интересной и замечательной музыки. А слушателям – побольше слушать композиции, которые звучат на Радио JAZZ. Поддерживайте талантливых музыкантов, посещайте концерты и фестивали, открывайте для себя новые имена и жанры. События, подобные премии «Все Цвета Джаза», несомненно, являются весомыми для всего джазового сообщества. И я хочу выразить благодарность Радио JAZZ за проведение таких значимых премий.

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы