Вирджиния Вульф: об английской писательнице языком кинематографа

09.08.2023

Вирджиния Вулф — писательница, без которой нельзя представить ни историю модернизма, ни историю феминистского движения, ни историю моды. Лучший способ полюбить ее, кроме как прочитать ее книги, — это посмотреть фильмы о ней самой и по ее романам.

Рассказываем о трёх фильмах, после просмотра которых вы заинтересуетесь Вирджинией Вульф.

«Орландо», реж. Салли Поттер. 1992 

Экранизация романа Вулф «Орландо», с которой началась большая слава Тильды Суинтон (до «Орландо» она была известна работой с авангардистом Дереком Джерменом). Совершенно неудивительно, впрочем, что главная роль пришлась актрисе впору — персонаж Вулф, первую часть своей 350-летней жизни проведший мужчиной, вторую — женщиной — это, в общем-то, продолжение совместных работ Джармена и Суинтон, которая сказала, что играла «в общем — человеческий дух».

Моментальная классика квир-кино, по которой еще и можно изучать историю английской моды.

«Миссис Дэллоуэй», реж. Марлин Горрис. 1997

Классическая экранизация самого известного романа Вулф про один день из жизни светской дамы в послевоенном Лондоне — опус магнум Вулф, в котором максимально ярко проявился ее стиль.

Фильм писался и собирался под исполнительницу главной роли великую Ванессу Редгрейв. Она же настояла и на выборе режиссера — и аккуратная костюмная драма получила политический контекст. «Миссис Дэллоуэй» поставила Марлин Горрис, героиня феминистского кино, которая за год до съемок «Дэллоуэй» получила «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за «Антонию» — сказочную историю о матриархальной коммуне в Голландии.

«Часы», реж. Стивен Долдри. 2002

Экранизация одноименного романа Майкла Каннингема, благодаря которой о том, кто такая Вирджиния Вулф, узнали все (писательнице до сих пор приписывают цитаты из фильма).

История о трех женщинах, первая — это сама Вирджиния Вулф, которая садится писать роман «Миссис Дэллоуэй» (за эту роль Николь Кидман получила «Оскар»), вторая — садится его читать (Джулианна Мур в роли домохозяйки «атомного века»), третья — готовится его прожить (Мерил Стрип в нашем времени). Магистральные темы — связь времен и вечная женская несвобода. Большой постмодернистский поклон писательнице.

По материалам

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы