Великие импровизаторы – о самых любимых джазовых соло

05.11.2019

JazzPeople специально переводит фрагмент статьи редактора Jazz Times Эвана Хага о самых любимых джазовых соло великих исполнителей. Джазовые артисты и критики выбирают композиции из богатого музыкального наследия. Великие джазовые импровизации – музыка на все времена.
 

Редактор Эван Хага:

«Я попросил известных музыкантов составить список из любимых джазовых соло. Тех, что присутствуют в их жизни не одно десятилетие, тех, что они переписывали с кассет и до сих пор хранят на виниле, тех, что оказали на них наибольшее влияние.

При этом отдельной просьбой было воздержаться от включения в топ композиций, в записи которых они участвовали сами. Получившийся список оказался и предсказуемым, и удивительным одновременно.

Какие-то записи я тоже слушал сотни раз, а о каких-то давно позабыл – стоит смахнуть с них пыль и освежить воспоминания. Возможно, вам стоит сделать тоже самое, и сравнить свои впечатления с мнением топ-музыкантов».
 

Джо Ловано выбирает… Джон Колтрейн – Chasin’ the Trane (1962)

«Прослушивание Chasin’ the Trane до сих пор дает мне понимание того, кем, в сущности, и был маэстро Джон Колтрейн. Его сольная импровизация потрясает – с самых первых музыкальных фраз до продолжительных пассажей других участников трио. На оригинальной пластинке эта композиция занимала целую сторону и захватывала вас целиком».

 

Дэвид Либман выбирает… Джон Колтрейн – Crescent (1964)

«В этом соло настолько хорошо соблюден баланс между быстрыми и медленными музыкальными фигурами, различной степенью динамики и энергетики, спокойными лирическими фразами и более колоритными образами, что оно с честью может пройти самую строгую проверку на соответствие композиционной точности и выдержать любой аналитический разбор.

Добавьте к этому один из самых расслабленных и, в то же время, насыщенных свингов, и на выходе вы получите совершенный джаз».

 

Боб Минцер выбирает… Джон Колтрейн – Resolution (1965 год)

«Здесь Колтрейн создает невероятную композицию, которая заключает мелодию в рамки соло. А может быть, напротив, это все – сплошная импровизация. Энергия маэстро уже в самом начале соло достаточно высока, а с развитием темы Колтрейн достигает эмоций непостижимой мощи. Поистине потусторонние звуки, которые он извлекает из тенор-саксофона, потрясают до глубины души. Обожаю вершину этого соло, когда необычайно пронзительная, буквально кричащая высокая нота оказывается точно там, где ей надлежит быть».

 

Мэтт Митчелл выбирает… Херби Хэнкок – Actual Proof (1974)

«Культовый трек с легендарным соло. Я слушаю его с 13 лет, и он всегда был крайне важным для меня. Actual Proof – словно бурлящая зацикленная полоса препятствий, где басист Пол Джексон и барабанщик Майк Кларк подстегивают Херби к захватывающей импровизации. Рефрен за рефреном он, будто генератор идей, продолжает поднимать планку, возводя яркую и броскую конструкцию с легким психоделическим оттенком».

 

Пакито Д’Ривера выбирает… Коулмен Хокинс – Body and Soul (1939)

«Я знал нескольких человек, включая самого Диззи Гиллеспи, рассматривавших Коулмена Хокинса не только как одного из гигантов эры свинга, но, в какой-то степени, и как раннего бибопера. Его неудержимое соло в Body and Soul звучит как идеально выстроенное классическое произведение, не потерявшее при этом новизны в импровизации».

 

Билл Шарлап выбирает… Чарли Паркер – Embraceable You (1947)

«Соло Паркера в Embraceable You несет на себе отпечаток и его композиторского мышления, и, казалось бы, не требующего усилий, процесса импровизации. Развитие мелодии идеально, а гармоническая ясность, новаторство и ритмический замысел ладят между собой безупречно, и при этом Чарли Паркер всегда продолжает рассказывать историю. Добавьте ко всему вышесказанному блистательный саунд его альт-саксофона, и вы получите одну из величайших записей в истории. Фортепианное вступление Дюка Джордана – тоже классика, и его альтернативный взгляд столь же великолепен, одухотворен, и все же – совсем иной!»

 

Питер Эрскин выбирает… Жако Пасториус – Havona (1977)

«Havona Жако Пасториуса – выдающийся этюд, состоящий из противоречий и контрастов. Длинные ноты заглавной мелодии величаво парят над бурлящим водоворотом «Флоридского бита» (термин самого Жако) баса и барабанов.

Басовое соло Жако начинается с величественных мелодических компонентов, включая отсылку к «Весне священной» Стравинского. Затем он начинает выдавать свои излюбленные синкопы, при этом умудряясь ни на йоту не терять чувства элегантности и стиля, которые являлись отличительной чертой его превосходной игры. И все это он выдает на безладовом басу, с безупречной интонацией, мелодией и звуком. Один из лучших треков, когда-либо созданных Weather Report».

 

Кен Пепловски выбирает… Сонни Роллинз и Сонни Ститт – The Eternal Triangle (1959)

«В этом треке нет игры на публику и дешевых трюков, а только лишь непрерывная импровизация и сосредоточенность на музыке. Чувствуется, что оба Сонни явно вдохновлены и мотивированы присутствием друг друга. Чередуясь, они исполняют потрясающие индивидуальные соло, полные ритмических, интонационных и гармонических сюрпризов».

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы