Величайший тенор-саксофонист, один из выдающихся представителей кула Стэн Гетц (Stanley Gayetzsky) родился 2 февраля 1927 года в городе Филадельфия, штат Пенсильвания.
Его отец год не обедал, экономил деньги, чтобы купить сыну саксофон. В семье об этом не знали. Первым саксом Стэна был серебряный альт-саксофон тускло-зеленого, цвета, словно он был покрыт плесенью. До него Стэн играл на губной гармонике, на контрабасе, на фортепиано, без проблем научился нотной грамоте. Он мог читать что угодно с листа, но мог запомнить мелодию и на слух. Короче, с младых ногтей он был вундеркиндом, и его бедные родители-иммигранты это прекрасно сознавали.
Стэн Гетц выучился играть на фаготе, когда в школьном оркестре освободилось место. Его учителем был Саймон Ковар – лучший игрок на фаготе Нью-Йоркской филармонии. В то же самое время Стэн подрабатывал на вечеринках, свадьбах и еврейских праздниках, играя на своем зеленом альт-саксофоне. Ему платили три доллара в день, и для 1941 года это были неплохие деньги для четырнадцатилетнего парня. Часть он отдавал матери, и это была внушительная помощь семье, часть откладывал, чтобы купить тенор-саксофон. Судя по его поздним воспоминаниям, он практически с детства чувствовал ответственность за семью. Тем более, что отец его был, скорее, неудачником и весьма скромным предпринимателем. В этих воспоминаниях чувствуется и желание отблагодарить отца за целый год, проведенный без ланчей. Зеленый саксофон было трудно забыть…
Многочисленные ступени, по которым сначала карабкался, а потом восходил Стэн Гетц, долго перечислять. От Джека Тигардена, Стэна Кентона, Джимми Дорси, Бенни Гудмана до «Четырех Братьев» оркестра Вуди Германа и первых собственных комбо. С 1951 года он начинает играть в Европе, позже живет в Швеции, возвращается в Штаты, записывается с Диззи Гиллеспи, Хёрбом Эллисом, Оскаром Питерсоном, Джеем Джеем Джонсоном, Джерри Маллиганом, Четом Бейкером, Биллом Эвансом, а позже с менее известными пианистами, такими как Лу Ливи, Кенни Баррон, Алберт Дейли, ДжоАнн Брэкин, Энди Лаверн, Джим МакНили и Джимми Роулес.
У Стэна Гетца было две клички: «Sound» – Звук – и «Steamer» – Пароход. «Первая кличка, – пишет критик Скотт Яноу, – была более чем оправданна: У Гетца был неслыханно прекрасный тон, звучание…» Вторая, скорее, относится к периоду его наибольшей активности, которая зачастую подпитывалась алкоголем и наркотиками. Стэн Гетц играл под влиянием Лестера Янга, то есть в манере, противоположной школе Коулмана Хокинса. Но уже в начале пятидесятых Гетц начал звучать самостоятельно, его нельзя было с кем-нибудь перепутать.
Стэн Гетц помог самбе и босса-нове проникнуть на территорию северной Америки, и считается, чуть ли не крёстным босса-новы в Штатах. Стэн записал с Чарли Бёрдом диск «Jazz Samba». Интерпретация композиции Антонио Карлоса Жобима «Desafinado» превратила диск в гигантский хит. Стэн Гетц продолжал записывать бразильскую музыку с Лауриндо Альмейдой и Луи Бонфа. Вершиной его бразильского периода и бестселлером был винил «Getz/Gilberto». Ритмы были непривычными и новыми для Гетца. Коммерческий успех – а у Гетца все же была семья, и это было немаловажно, – был колоссальным. Но Стэн не хотел, чтобы к нему навсегда прилип ярлык американского отца боссы. И он с трудом, но покинул Копакабану и Байию.
Любимым диском Гетца был записанный на год раньше его бразильского дебюта диск «Фокус». Он вышел в октябре 1961 года на «Verve». Это Гетц с оркестром Эдди Сотера. По стилю это и третье течение, и нечто иное. Музыку и аранжировку написал Сотер, а Стэну Гетцу оставалось лишь импровизировать на фоне струнного ансамбля, импровизировать, буквально, на ходу. «Фокус» был записан в трудный для Гетца момент: он слишком долго отсутствовал, жил с семьей в Швеции, а в это время в Штатах произошло много гигантских для джаза событий: появился модальный джаз, соул, хард-боп и фри-джаз. Сдвиг был тектоническим. Нужно добавить, что про самого Гетца, про «Звука» – слегка забыли. И вот он появился с новой пластинкой, без комплексов, без желания догнать, доказать, а наоборот – с совершенно новой свободой… Эффект был ошеломительным.
В 1988 году из-за болезни он резко обрывает европейские гастроли: рак печени. Через месяц приезжает в Европу в последний раз с новым квартетом, после чего возвращается домой в Малибу, в Калифорнию, где 6 июня 1991 года умирает. Ему было 64 года.
Стэн Гетц играл на саксофоне, на тенор-саксофоне, хотя слово «играл» в данном случае звучит бледно. В нем нет накала и силы, для того чтобы описать интимные отношения между музыкантом и его инструментом. Обладая неограниченными техническими возможностями, неповторимой интонацией, врожденным чувством симметрии и необузданной фантазией, Гетц развил исполнительские принципы Лестера Янга и окончательно сформировал само понятие — «прохладный джаз» (кул). Будучи признанным мелодистом, он как-то сказал: «Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу».
И в то же самое время, если бы он родился в другую эпоху и в другой цивилизации, этой встречи не произошло бы. Если бы погромы 1903 года не заставили бы его деда с бабкой бежать с Украины не оглядываясь, он, может быть, играл бы на фаготе в симфоническом оркестре или же на кларнете в бродячем оркестре на крестьянских свадьбах. Вполне возможно, что он умер бы от голода в первые годы советской власти или погиб бы в начале Второй мировой войны. То есть, если бы он не вырос в бедности в Нью-Йорке 30-х годов, его музыка, его жизнь были бы совершенно иными. И феномен, который мы называем «Стен Гетц», просто бы не существовал.
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы