Max Roach: Percussion Bitter Sweet

09.08.2019

9 августа 1961 года была завершена запись грандиознейшего альбома Макса Роуча “Percussion Bitter Sweet”, выпущенного в том же году на лейбле “Impulse! Records” (переиздан на CD в 1993 году). Чтобы записать 6 оригинальных композиций Роуча, потребовалось 4 дня. Однако материал настолько мощный, что это не удивляет. 1 августа были записаны треки 1 и 5 – обе пьесы с участием вокалистки Эбби Линкольн, на первой звучит только её голос без слов, а к пятой, «Mendacity”, написал текст Chips Bаyen – часто работавший с певицей автор. Затем за три дня были записан «инструментальный» материал: 3 августа – треки 2 и 3, 8 августа – трек 4, 9 августа – трек 6.

Обозреватель портала “allmusic” Скотт Яноу присваивает альбому максимальный рейтинг – 5 звёзд, называя его настоящей классикой и вообще одним из лучших проектов Роуча за всю его богатейшую карьеру. В качестве сайдменов в записи участвовали по меньшей мере неординарные музыканты: трубач Букер Литтл, тромбонист Джулиан Пристер, язычковый мультиинструменталист Эрик Долфи, тенор-саксофонист Клиффорд Джордан, пианист Мэл Уолдрон, контрабасист Арт Дэвис, – и каждый из них получил возможность блестяще проявить свои таланты. Критик особенно отмечает вдохновенное соло Долфи на альте в композиции «Mendacity». И, с его точки зрения, хотя на записи прекрасно показала себя и Эбби Линкольн, уникальным для истории джаза этот альбом делает потрясающее ансамблевое звучание всей группы, а также известный политический подтекст материала.

Хочется также привести более развёрнутое мнение музыканта и журналиста Чипа Стерна (Chip Stern): в своей рецензии он назвал этот альбом самым мощным, богатым, динамичным и вдохновляющим из всех работ барабанщика «пост-клиффордовского периода» – сделанных после трагической смерти трубача Клиффорда Брауна, в солидерстве с которым Роуч вёл великолепный квинтет. На этой записи барабанщик, как и всегда, не может удовлетвориться ролью хранителя времени и всё время экспериментирует со сложными метрическими и полиритмическими структурами. Подгоняемый «гуляющими» басовыми линиями Дэвиса, Роуч попутно создаёт нечто навроде характерной для клавишных игры контрапункта и мелодических мотивов. Но по-настоящему уникальным, непревзойденно-ярким и «бессмертным», по мнению Стерна, “Percussion Bitter Sweet” делает использование барабанщиком афрокубинских мотивов, перкуссии и голоса, вместе создающих резонирующий «мультукультурный» подтекст: эта музыка воспевает борьбу за свои права африканцев и афроамериканцев от Гарлема («Garvey’s Ghost») до Кейптауна («Man from South Africa»). Стремительная и при этом филигранная игра Литтла в композиции с мощнейшим свингом «Mama» очень показательна как пример характерных «прорывов» трубача в гармонии и фразировке. «Парящая» флейта, «взрывающийся», «мечущий молнии» бас-кларнет и то словно плачущий, то угрожающий альт Долфи делают невероятно живым исполнение кружащейся в этих сильных эмоциях «Tender Warriors» и сардонической «Mendacity». В последней вокал Линкольн своими вызывающими, нарочито-театральными фразировками и грустным сарказмом словно даёт пощёчину лицемерию расистской системы, задавая тон и “расставляя декорации” для необыкновенно драматичного, яростного, ритуально-экстатического соло Роуча.

ИсточникMax Roach

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы