Триумф дирижера Леонарда Бернстайна

02.01.2023

25 августа 1918 года родился выдающийся музыкант ХХ века Леонард Бернстайн.

Деятельность Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием: талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла «Вестсайдская история», крупнейший дирижер яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.

Он появился на свет в городе Лоренс, штат Массачусетс, в семье книготорговца-еврея. До эмиграции в США родители Леонарда жили на Украине, неподалеку от Ровно.

Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные.

Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом. Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.

В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 году, он продолжил обучение — теперь уже в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии (1939-41), где его учителем в искусстве дирижирования был Фриц Райнер. Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, Сергеем Кусевицким.

Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре — помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44). До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.

Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Бруно Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.

Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы. В 1945 он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела: одним своим шуточным произведением он дирижировал… «без рук», управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, благодаря чему оркестр достиг пика славы. Особую популярность среди публики приобрели в его исполнении симфонические сочинения соотечественников — Джорджа Гершвина, Аарона Копленда, а также Малера, Бетховена и Шостаковича. Одновременно с дирижерской деятельностью Бернстайн занимался сочинением собственной музыки. Среди крупных его сочинений стоит отметить 3 симфонии, оперы «Волнения на Таити» и «Тихое место», балеты, «Чичестерские псалмы».

Однако но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них («Увольнение в город») состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность «хитов». Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры: ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В «Чудесном городе» (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на свинг. Но мюзикл — не чисто развлекательное шоу. В «Кандиде» (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а «Вестсайдская история» (1957) — не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями. Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.

Многие мелодии «Вестсайдской истории» прочно вошли в популярную музыку США и стали новыми стандартами для джазовых музыкантов. Не удивительно, что ее можно услышать на альбомах лучших джазовых музыкантов — Оскара Питерсона , Дейва Брубека, Андре Превина, Кола Чейдера, Стэна Кентона и других (в чем мы и предлагаем убедиться, познакомившись с нашей музыкальной подборкой). Примечательно, что этим взаимосвязь Бернстайна с джазовыми музыкантами не ограничивается. Так, в 1961 году вышла пластинка «Bernstein Plays Brubeck Plays Bernstein», на которой записано сочинение «Диалоги джазового комбо и оркестра» Ховарда Брубека, брата Дейва Брубека.

Немалое внимание Бернстайн уделял просветительской работе. Серия его телевизионных передач о музыке, как академической, так и джазовой, сделала его узнаваемым даже среди людей, серьезной музыкой не интересующихся. И в лекциях, и в своих книгах «Радость музыки» (1959) и «Бесконечное разнообразие музыки» (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.

В 1971 году к торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песнями в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов.

«Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею, — сказал композитор. — Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь — наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их».

Скончался великий музыкант 14 октября 1990 года в Нью-Йорке.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы