Коулмен Хокинс

20.11.2019

Коулмен Хоукинс — американский джазовый тенор-саксофонист.

Он был одним из первых выдающихся джазовых музыкантов на своем инструменте. Как объяснил Йоахим Э. Берендт, «были некоторые тенор-саксофонисты перед ним, но инструмент не был признан джазовым». В то время как Хокинс был наиболее сильно связан с музыкой свинга и эпохой биг-бендов, он сыграл свою роль в развитие бибопа в 1940-е годы.

Эра свинга

Первый крупный концерт Коулмена Хокинса состоялся с Jazz Hounds Мами Смит (Mamie Smith) в 1921 году, к которым он присоединился постоянно в апреле 1922 года и гастролировал по 1923 год. В 1923 году, он уже как свободный музыкант приехал в Нью-Йорк и недолгое время выступал с Уилбуром Смитменом. В том же году он вступил в оркестр Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), где оставался до 1934-го, иногда выступая также на кларнете и бас-саксофоне. Игра Хоукинса существенно изменилась во время пребывания Луи Армстронга (Louis Armstrong) с оркестром Хендерсона в течение 1924-25.

В конце 20-х, Хокинс также участвовал и в некоторых из самых ранних межрасовых сессиях записи с Mound City Blue Blowers. Выступая с коллективом Хендерсона, Коулмен стал солистом-звездой и сделал множество звёздных записей. Играя у Хендерсона, он выработал свою индивидуальную манеру исполнения — сильный, плотный и немного грубоватый звук его саксофона можно услышать в композициях «Stampede», «St. Louis Shuffle», «Sugar Foot Stomp», «Dee Blues», «One Hour», записанных им в составе хендерсоновского оркестра. В это же время он и Генри «Рэд» Аллен (Henry «Red» Allen) записали серию небольших записей для группы ARC (на их лэйблах Perfect, Melotone, Romeo и Oriole). Хоукинс также записал несколько сольных записей, либо с фортепиано или пикап группой музыкантов Хендерсона в 1933-34, незадолго до своего европейского тура. Он также участвовал в сессии Бенни Гудмена (Benny Goodman) 2 февраля 1934-го для Columbia, в которая также фигурирует Милдред Бэйли (Mildred Bailey) в качестве приглашенной вокалистки.

В конце 1934-го Хокинс принял приглашение играть с группой Джека Хилтона (Jack Hylton) в Лондоне и гастролировал по Европе в качестве солиста до 1939 года. Незабываемы его выступления с Джанго Рейнхардом (Django Reinhardt) и Бенни Картером (Benny Carter) в Париже в 1937-м. С Картером, Рейнхардтом и Стефаном Граппелли в Париже они записали знаменитые концерты Honeysuckle Rose и Crazy Rhythm. Оркестр Дж. Хилтона в то время гастролировал также и в Германии, но Хоукинсу, как негру, въезд в эту страну был запрещён.

Вернувшись в Соединенные Штаты 11 октября 1939-го Коулмен Хоукинс записал поп-стандарт «Body and Soul» («Душа и тело»). Знаковым признаком записей эпохи свинга, записанных в качестве запоздалой мысли на сессии, является то, что Хокинс игнорирует практически все мелодии, только первые четыре такта узнаваемы. В своем исследовании гармонической структурой, по мнению многих, Коулмен делает следующий шаг в эволюции джазовых записей, которая остановилась на «West End Blues» Луи Армстронга в 1928 году.

Эра бибопа

В 1941 Хоукинс играет в группе Каунта Бэйси, в середине 40-х -с Тедди Уилсоном и Роем Элдриджем. В это время музыкант начинает увлекаться бибопом. После неудачной попытки создать биг-бэнд, Коулмен Хоукинс собирал комбо в «Конюшне Келли» (Kelly’s Stables) на 52-й улице Манхэттена с Телониусом Монком (Thelonious Monk), Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford), Майлзом Дэвисом (Miles Davis) и Максом Роучем (Max Roach) в качестве сайдмена. Хокинс всегда был чутким ухом новых талантов и стилей, и он был лидером в том, что обычно считается первой в истории бибопа сессией записи с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Максом Роучем в 1944 году. Позже он гастролировал с Говардом МакГи (Howard McGhee) и записывался с Джей Джей Джонсоном (JJ Johnson) и Фэтсом Наварро (Fats Navarro). Он также гастролировал с Jazz at the Philharmonic.

В 1948-м Коулмен Хокинс записал Picasso, одну из ранних пьес для саксофона без аккомпанемента.

После 1948 года Хокинс делил свое время между Нью-Йорком и Европой, делая многочисленные записи фриланс. В 1960-е он регулярно появлялся в Village Vanguard в Манхэттене.

Хокинс непосредственно повлияли на многих исполнителей бибопа, а в своей поздней карьере записывался или выступал с такими музыкантами, как авантюрный Сонни Роллинз (Sonny Rollins), который считал его своим основным влиянием, и Джоном Колтрейном (John Coltrane). Он появляется на записи Thelonious Monk with John Coltrane (Riverside). В 1960 году он записал сюиту на Макса Роуча We Insist!

Поздние годы

В 1950-е Хокинс выступал с более традиционными музыкантами, такими как Генри «Рэд» Аллен и Рой Элдридж (Roy Eldridge), с которым он появился в 1957-м на Newport Jazz Festival и записал Coleman Hawkins Encounters Ben Webster с другим тенор-саксофонистом Беном Уэбстером (Ben Webster). В этой записи также участвовали Оскар Петерсон (Oscar Peterson, фортепиано), Херб Эллис (Herb Ellis, гитара), Рэй Браун (Ray Brown, бас), и Элвин Столлер (Alvin Stoller, ударные).

В 1960-е Коулмен Хоукинс начал сильно пить и его записи пошли на убыль. Тем не менее, ему удалось записать несколько заметных альбомов с такими музыкантами, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и другими. Его рабочий квартет в 1960-е состоял из великого пианиста Томми Фланагана (Tommy Flanagan), басиста Мэйджора Холли (Major Holley) и барабанщика Эдди Локка (Eddie Locke),

Его последняя запись была сделана в 1967-м. С пошатнувшимся здоровьем, Хокинс заболел пневмонией и умер 19 мая 1969 года. Он похоронен на участке Yew на кладбище Woodlawn в Бронксе.

В написанной в1990 году британским трубачом и историком джаза Джоном Чилтоном (John Chilton) биографии The Song of the Hawk (Песня Ястреба) дана хроника карьеры Коулмена Хоукинса как одного из величайших джазовых исполнителей 20-го века.

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы