Известные джазовые продюсеры

10.01.2020

Несухи и Ахмет Эртегюн

Эртегюн – примечательная и знатная фамилия в истории современной Турции. Братьев Эртегюн принято считать бизнесменами и музыкальными деятелями (продюсерами) Турции и Соединенных Штатов Америки. Начнем в хронологическом порядке.

В 1947 году один из братьев Ахмет совместно с Хербом Абрамсоном организовал звукозаписывающий лейбл Atlantic Records, который за всю свою историю внес просто колоссальный вклад в мировую музыку. 

Будучи всегда на пике андеграундной и популярной культур, он находил и продвигал смелые музыкальные проекты. Из-под крыла данного лейбла в мир были выпущены записи множества новаторских работ звезд музыки, таких, как Рэй Чарльз, Отис Рэй Реддинг, Led Zeppelin и другие. Заслуги Ахмета были широко оценены музыкальной общественностью, к примеру, он был принят в Зал славы рок-н-ролла и в Зал славы блюза.

Несухи Эртегюн, будучи всерьез увлеченным культурой джаза, основал собственную звукозаписывающую компанию Crescent Recordsи сотрудничал с лейблом Jazz Man Records, где он продвигал и записывал интереснейших музыкантов, в числе которых Кид Ори, Пит Дейли, Терк Мерфи. После он преподавал историю джаза в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

В 1955 году его брат Ахмет настаивает на том, чтобы Несухи занялся развитием джазового направления в Atlantic Records. Взявшись за это дело, Несухи развил его до немыслимых высот.

За всю свою карьеру он заслужил несгибаемый  авторитет борца за права музыкантов, нередко вступая в конфликты с другими деятелями звукозаписывающей индустрии.

Известен случай, что после того, как Atlantic Records стала частью корпорации Warner Music Group, Несухи, был взбешен и упорно сопротивлялся требованию компании сменить яркие, этнические имена участников латиноамериканской группы, которую он курировал, на более привычные европейскому человеку.

За все время он работал с такими гигантами, как Джон Колтрейн, Чарльз Мингус, Орнетт Коулман и многими другими. Такой труд и стремление украсить мир достойными музыкальными работами был высоко оценен. Несухи Эртегюн посмертно введен в Зал славы рок-н-ролла в 1991 году и награжден премией « Грэмми-попечители» за пожизненные достижения в 1995 году, а в 2003-м был включен в  Зал славы джаза, ныне Зал славы Ertegun в Jazz at Lincoln Center.

 

Альфред Лайон

Настоящий человек мира, тяжелого труда и бескрайней любви к джазу. Это привело Альфреда Лайона к идеи организации знакового в мире джаза и авангардной музыки – звукозаписывающей компании Blue Note. 

 Родившись в 1908 году в Берлине всего в нескольких сотнях метров от места рождения Марлен Дитрих, молодой Лайон всей душой полюбил завораживающую культура джаза. Что же могло послужить формированию с юношеских лет такой преданности и любви к импровизации? Известно, что яркий и незабываемый след в юном сознании оставило посещение 16-летним Лайоном концерта оркестра Сэма Вудинга. 

Эмигрировав в Соединенные Штаты в середине 20-х годов Лайон вынужден работать на крайне тяжелой работе в нью-йоркских доках. Там он постоянно подвергался гонениям и избиениям анти иммигрантских групп, и это сильно пошатнуло его здоровье и вынудило вернуться на родину. С 1933 года Лайон работал в сфере внешней торговли Германии в Южной Америке. К 1938 году он вернулся в Соединенные Штаты и, вновь окунувшись в мир музыки, окончательно решил посвятить себя любимой культуре.

В 1939 году Альфред Лайон основывает звукозаписывающую компанию Blue Note совместно с писателем Максом Маргулисом.

Основание своего лейбла позволило Лайону полностью погрузиться в мир джаза. Первые записи, первые поражения и, конечно, первые победы не заставили себя ждать и такой победой была Summertime Сидни Беше. Вскоре в рамках лейбла произошла рокировка – ушедшего из компании Макса Маргулиса заменил соратник и друг детства Лайона – Фрэнсис Вольф.

В ходе развития лейбла и в силу личных музыкальных пристрастий Альфред Лайон стал проявлять большой интерес к прогрессивным, техничным направлениям джаза. Основанная им компания внесла значимый вклад в дело популяризации джаза и помогла множеству талантливых музыкантов найти своего слушателя, среди них Эндрю Хилл, Джордж Льюис, Сесил Тейлор и многие другие.

 

Леонард Фезер

 Уникум музыкального мира, пианист, композитор и продюсер искусствовед и музыкальный публицист.

Лернард Фезер родился в Лондоне в 1914 году в обеспеченной семье, где особенное место уделялось поддержанию высокой культурной и творческой составляющей воспитания. Так, в юношеские годы Фезер сам научился весьма неплохо играть на фортепиано и кларнете, а затем увлекся изучением культуры джаза и кино, о чем стал писать публицистические очерки, заметки для различных изданий.

Переехав жить в США в конце 30-х годов, он стал главным музыкальным (джазовым) критиком Los Angeles Times и считался таковым до своей смерти в 1994 году.

С ранних лет вовлеченный в мир музыки Фезер проявил свои способности как соавтор работ с Диной Вашингтон, Evil Gal Blues и Blowtop Blues, автором текста для Эллы Фицджеральд Whisper Not, а также величайшего хита блюза How Blue Can You Get, который исполнялся Джонни Муром и позднее стал одним из хитов живых выступлений Би Би Кинга. 

Оставаясь прежде всего музыкальным критиком, Леонард Фезер не переставал заниматься музыкальной публицистикой. От его непредвзятого разбора не уходили даже собственные музыкальные работы, сохраняя честность и объективность. Такой подход привел к тому, что он долгое время оставался самым читаемым и влиятельным музыкальным критиком, даже далекие от джаза любители музыки наверняка встречали заметки его авторства, а для многих мнение Лернарда Фезера остается знаковым и до настоящего времени.

 

Крид Тейлор

Легенда джаза, именно его многие упоминают наряду с великими музыкантами, когда речь заходит джазовой культуре. Он непросто продюсер, он художник рисующий образ джаза, стремившийся заставить не только слушать музыку, но и видеть, осязать ее.

Тейлор родился в маленьком провинциальном Американском городке, где в музыкальной атмосфере главенствовало кантри, но молодой Тейлор обратил все же свой взор на джаз. Он вспоминает, что в то время на него сильно повлияла музыка Диззи Гиллеспи. Еще в школе он начал играть на трубе в оркестре, затем учась в университете Дьюка, он с головой окунулся в джазовую атмосферу со студенческим ансамблем. 

В 1954 году он убедил руководство лейбла Bethlehem Records разрешить ему руководить записью певицы Крис Коннор, а дальнейший успех записи дал ему шанс еще громче заявить о себе и закрепиться на этом поприще. Тогда он активно работал с такими музыкантами, как Херби Манн, Оскар Петтифорд и Чарльз Мингус.

Вскоре он начал сотрудничество с ABC-Paramount, в рамках которого он основал профильное подразделение – лейбл Impulse. Он добивался очередной, крайне громкой победы, заключив контракт с одним из самых скандальных и талантливых джазменов – Джоном Колтрейнм. Затем немного поработав с Verve, Тейлор основал свой джазовый лейбл CTI – Creed Taylor Incorporated. 

Крид записывал именно тех, кто его заинтересовал, и это дало миру множество замечательных имен и еще более замечательных музыкальных произведений. В этом списке имена Чета Бейкера, Нины Симон, Джорджа Бенсона, Рона Карта и других.

Еще одним из направлений творческого подхода Тейлора к продюсерскому делу является создание визуального образа музыки. Он всегда стремился, чтобы все записываемые альбомы оформлялись в весьма красочные конверты-раскладушки, дизайн каждой есть отдельное авторское произведение. Такой подход позволяет визуализировать, ощутить дух музыки, еще не успев раскрыть конверт пластинки и создав определенное настроение у слушателя задолго до прослушивания.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы