«Идеальный фронтмен» Фредди Хаббард

12.07.2024

7 апреля 1938 года в Индианаполисе (штат Индиана) родился один из самых выдающихся джазовых трубачей, «идеальный фронтмен», Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Фронтмены в джазе – это ведущие солисты группы, играющие на «первой линии», развивающие в своих импровизациях основные мелодии и темы. Зачастую именно благодаря их «голосам» мы запоминаем записи и увлекаемся музыкой того или иного коллектива. И в начале 60-х годов прошлого века, которые часто называют самым интересным временем в джазе, одним из самых запоминающихся и увлекающих солистов, игравших и на первой линии доминировавшего тогда хард-бопа, и в амбициозных новаторских составах, стал именно Фредди Хаббард.

Хаббард родился и вырос в Индианаполисе, где получил прекрасное музыкальное образование и в самом начале карьеры играл с Уэсом и Монком Монтгомери. В 1958 году он приехал в Нью-Йорк, где ему повезло жить вместе с одним из самых интересных молодых новаторов джаза, Эриком Долфи – и уже в 1960-м Хаббард записался на первом альбоме Долфи, “Outward Bound”. Но еще до этого Хаббард «попал в струю» и играл в группах многих блестящих музыкантов того времени – Филли Джо Джонса, Сани Роллинса, Слайда Хэмптона и Джея Джея Джонсона, а в 1960-1961 также гастролировал по Европе с Куинси Джонсом.

Вообще, на протяжении 60-х Фредди сделал просто невероятную карьеру и как лидер, и как сайдмен, приняв участие во множестве, без преувеличения сказать, легендарных проектов. В 1960-м году он был приглашен Орнеттом Коулманом на запись его эпохального альбома “Free Jazz: A Collective Improvisation”. Не менее яркой стала работа на известнейшем альбоме Оливера Нельсона 1961 года, “Blues and the Abstract Truth” (с Биллом Эвансом, Эриком Долфи, Роем Хэйнсом и Полом Чемберсом), в котором Хаббард, помимо прочего, сыграл особенно запоминающиеся соло в композиции «Stolen Moments». Трубач также привлек внимание Джона Колтрейна и в результате появился на известнейших пластинках “Africa/Brass” и “Olé Coltrane”. В том же 1961 году он успел принять участие в записи “J.J. Inc.” в секстете Джея Джея Джонсона, а в 1962-м – в записях дебютного альбома Хёрби Хэнкока “Taking Off” и “InterPlay” Билла Эванса. Затем последовали сессии для “Out to Lunch” Эрика Долфи (1964) , “Empyrean Isles” (1964) и “Maiden Voyage” (1965) Хёрби Хэнкока, а также новая работа с Колтрейном и запись его авангардного “Ascension” (1965).

С завидным постоянством появляясь чуть ли не на всех значимых новаторских альбомах, Фредди Хаббард успевал делать и собственные превосходные записи. Свой первый альбом, “Open Sesame”, он записал в 1960-м, а следом за ним сразу же последовал “Goin’ Up”, ставший его успешным дебютом на “Blue Note”. В этой и последующих сессиях Фредди для “Blue Note” участвовали Хэнк Мобли, Маккой Тайнер, Пол Чемберс и Филли Джо Джонс, а особенно продуктивным стало сотрудничество с саксофонистом Уэйном Шортером на альбоме “Ready for Freddie” 1961 года. Вместе с Шортером Хаббард также стал солистом в легендарном коллективе Арта Блэйки “Jazz Messengers”. Третьим фронтменом в том блестящем составе был тромбонист Кёртис Фуллер, и, хотя материал, который в то время исполняла группа, уже не был самым новаторским по своей сути, вдохновенный стиль и виртуозность молодых музыкантов принесли им повсеместную славу и любовь публики.

Фредди оставался в “Jazz Messengers” с 1961 по 1964 годы. К середине 60-х он уже был одним из самых востребованных трубачей, обладавшим очень красивым тоном (особенно на флюгельгорне), чистейшим интонированием, четкой техникой и артикуляцией, невероятным диапазоном и, главное, импровизационной изобретательностью, позволявшей ему играть практически любой материал.

В 1965-1966 годах Хаббард некоторое время активно сотрудничал с Максом Роучем, а затем возглавил собственный успешный квинтет, в котором часто играл альт-саксофонист Джеймс Сполдинг.

https://youtu.be/b6CMX_VoRXE

В 1970-м Фредди записал альбомы “Red Clay” и “Straight Life”, которые считаются одними из лучших его работ. Последовавший за ними “First Light” (1971) с аранжировками Дона Себески стал его самым популярным и успешным релизом и принёс ему премию “Grammy”. Однако после всей этой блестящей серии, сделанной на лейбле CTI с продюсером Кридом Тэйлором, который успешно поддерживал баланс художественно-музыкальной «остроты» и доступности альбомов Хаббарда, пришло время неудач. Музыкант подписал контракт с “Columbia” и стал выпускать диски, рассчитанные на коммерческий успех и по-новому «заигрывавшие» с популярными тенденциями того времени, однако они вызывали негативную критику и в какой-то степени подпортили репутацию Хаббарда. Лишь в 1977-м он вернул былые позиции, приняв участие в туре своего давнего партнёра Хёрби Хэнкока и его группы V.S.O.P., собравшей вместе бывших участников квинтета Майлса Дэвиса – Тони Уильямса, Рона Картера и Уэйна Шортера. В 1980-х трубач стал вновь записываться для разных лейблов – “Pablo”, “Blue Note”, “Atlantic”. Тогда же он вернулся к активным гастролям, играл на различных фестивалях по всему миру, делал успешные записи с Вуди Шо, Бенни Голсоном, много выступал с Джо Хендерсоном. Хаббард вновь демонстрировал мастерство блестящего джазового импровизатора, чаще всего играя хард-боп и модальный джаз.

К концу 80-х годов, однако, появились новые проблемы, связанные с поведением музыканта – он пропускал назначенные сессии и становился всё менее надежным и обязательным. А ещё через несколько лет непоправимые изменения коснулись уже и его игры – в 1992 году из-за серьезного повреждения губы и развившейся инфекции Хаббард практически потерял свой невероятный диапазон и технические возможности. Он мог играть уже только на флюгельгорне (на этом инструменте требуется меньшее напряжение амбюшюра), но, тем не менее, продолжал время от времени выступать и записал ещё несколько альбомов – в более расширенных составах, чем обычно. Последний, “On the Real Side”, был записан в 2007 году. За год до этого Фредди Хаббард получил высшую награду в мире джаза — NEA Jazz Masters Award. А через год после своего последнего релиза, в ноябре 2008 года, музыкант попал в больницу с тяжелым сердечным приступом, после которого уже не оправился. Великий трубач скончался 29 декабря того же года.

Стиль Фредди Хаббарда, унаследовавший традиции Клиффорда Брауна и Ли Моргана, к концу 60-х обрёл свои оригинальные черты и был одним из самых узнаваемых и ценимых. Оставаясь по своей сути ярким стилистом хард-бопа, Фредди Хаббард, обладал прекрасным чувством структуры и открытым музыкальным мышлением, благодаря которым с легкостью вписывался в различные экспериментальные составы. Наверное, можно сказать, что он был идеальным фронтменом хард-бопа и идеальным сайдменом авангарда. Так что никакие временные неудачи или даже не самое успешное окончание его карьеры не могут изменить тот факт, что на протяжении очень долгого времени Фредди Хаббард оставался одним из главных творцов современного джаза.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы