Этта Джонс

22.11.2019

25 ноября 1928 года в городке Айкен на свет появилась Этта Джонс – потрясающая певица, которая признана одной из самых талантливых и недооценённых джазовых вокалисток XX века.

Её вокальное творчество богато десятками чудесных альбомов и тремя номинациями на премию «Грэмми». Сама Этта, разумеется, заслужила этот успех своим обворожительно-чувственным, тягучим и обволакивающим голосом и проникновенным пением. Однако при всех своих очевидных достоинствах и невзирая на успехи, Этта долгое время умудрялась оставаться таинственной незнакомкой для большинства поклонников вокального джазового творчества. А скромная слава её до сих пор ещё оказывается в чужой тени: поклонники женской вокальной джазовой сцены продолжают довольно часто путать Джонс с её более популярной тёзкой – Эттой Джеймс.

Карьера её стартовала прямо как у Эллы Фицджеральд и Сары Вон – в знаменитом театре «Аполло» в Гарлеме, с тем лишь исключением, что началась не головокружительно. Дело в том, что 15-летняя Джонс, принимая участие в любительском конкурсе, сильно переволновалась и главный приз не получила. Но зато получила главное – работу в оркестре Бадди Джонсона, который заметил, признал её талант и взял на роль вокалистки вместо своей сестры, которая готовилась стать мамой.

Она работала в разных коллективах, в том числе в оркестре Барни Багарда, с которым, кстати, сделала свои первые записи под аккомпанемент пианиста и известного джазового журналиста Леонарда Фезера в 1944 году. Следующие пять лет стали для неё путешествием по сценическим площадкам и студиям звукозаписи с такими выдающимися джазовыми музыкантами, как Пит Джонсон, Кенни Баррелл, Чарльз Браун и Милт Джонсон. А в 1949 году она начала петь с бендом Эрла Хайнса, выступая в его оркестре следующие три года.

И невозможно представить себе дальнейшее развитие судьбы нереализованного таланта, если бы в 1960-м году фортуна не улыбнулась ей в лице Эсмонда Эдвардса – продюсера звукозаписывающей компании «Prestige Records». Это случилось благодаря менеджеру Этты Уоррену Лайнеру, который прислал Эдвардсу демозапись певицы. Джонс сразу же приглянулась ему, и контракт был подписан немедленно. А после выхода альбома «Don’t Go to Strangers» Этта Джонс, наконец, понравилась и широкой аудитории слушателей – заглавная песня альбома стала настоящим хитом, обеспечив продажу миллиона экземпляров пластинки и первую в карьере Джонс номинацию на «Грэмми».

Но и этот внезапный успех оказался под угрозой. После выхода нескольких замечательных альбомов певицы наступила пора спада популярности джаза, связанная, конечно, с приходом «The Beatles» и растущей популярностью поп- и рок-музыки. Однако в этот раз Этта вновь была спасена: в 1968 году, когда Джонс выступала в одном из ночных клубов Вашингтона, она познакомилась с известным тенор-саксофонистом Хьюстоном Персоном, творческий тандем с которым изменил всю её жизнь. Хьюстон и Джонс сразу поладили и решили вместе организовать дуэт, который просуществовал почти три десятилетия. Их сотрудничество оказалось настолько успешным, что неизбежно повлекло за собой слухи о том, что они были женаты. И уж конечно, «не без огня», ведь им удалось разработать исключительно провокационный разговорный стиль вокала и реплик саксофона. А на страницах «Нью-Йорк Таймс» Этта говорила: «Персон точно знает, что я собираюсь делать в следующий момент. Он точно знает, в беде ли я сейчас; он обязательно оставит мне записку, забронирует номер».

Этта Джонс покинула этот мир после безуспешной борьбы с раком 16 октября 2001 года. Случилось это как раз в тот день, когда «Prestige Records» выпустил её последний альбом «Etta Jones Sings Lady Day».

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы