John Douglas Surman (Джон Дуглас Сёрман) родился 30 августа 1944, в городе Тависток, в графстве Девон — британский джазовый композитор, саксофонист и кларнетист. Автор музыки к фильмам и театральным постановкам. Один из ведущих артистов лейбла ECM Records. Кроме того, считается одним из первых английских музыкантов, которые использовали в своём творчестве баритон-саксофон и бас-кларнет в качестве сольных инструментов.
В середине 1960-х годов он играл на баритон-саксофоне (позже овладел сопрано-саксофоном и бас-кларнетом) в составе коллективов Майка Вестбрука, Питера Лемера, Алексиса Корнера и Грэхама Кольера.
В 1969 году выступал в составе трио с американским контрабасистом Барром Филлипсом и барабанщиком Стю Мартином.
В 1970 присоединился к группе саксофонистов S.O.S., взяв на себя партии баритонового саксофона, на альт-саксофоне играл Майк Осборн, а на тенор-саксофоне – Алан Скидмор. В этот же период сотрудничал с гитаристом Джоном Маклафлином, саксофонистом Ронни Скоттом, композитором Майклом Гиббсом, тромбонистом Альбертом Мангельсдорфом, пианистом Крисом Макгрегором. Коллектив в таком составе выступал под названием Brotherhood of Breath.
В 1972 году записал альбом Westering Home, где впервые попробовал себя в качестве аранжировщика. С большинством музыкантов, с которыми Сёрман начал сотрудничать в эти годы, он работал плодотворно и в последующем: с пианистом Джоном Тейлором, контрабасистом Крисом Лоуренсом, барабанщиком Джоном Стэнли Маршаллом, норвежской джазовой исполнительницей Карин Крог, американским барабанщиком и пианистом Джеком ДеДжонеттом.
С 1974 по 1979 годы работал в Парижской опере с балетной труппой Каролин Карлсон.
Кроме того, в разное время работал вместе с контрабасистом Мирославом Витусом, пианистом Полом Блеем, контрабасистом Гарри Пикоком, гитаристами Терье Рюпдалем и Джоном Аберкромби, трубачом Томашем Штанко, музыкантом Гилом Эвансом.
Джон Сёрман является одним из ведущих музыкантов студии звукозаписи ECM Records. В ограниченной серии дисков, посвящённых творчеству лучших артистов лейбла, выходил и сборник Сёрмана (среди прочих артистов, работы которых были выпущены в серии, отметились Ян Гарбарек, Арильд Андерсен, Кит Джаррет, Чик Кориа и другие).
Хотя Сёрман играет на разных инструментах, преимущественно предпочитает баритон-саксофон, из-за чего его часто ставят в один ряд с Джерри Маллигэном. Сам музыкант вспоминает, что в первые годы концертной деятельности его гораздо больше волновало, как «таскать за собой эту глыбу, чем как на ней играть».
Работает не только в джазовой музыке, но и в академической и церковной музыке, часто обращается к фольклору. Альбом 1996 года Proverbs an songs (рус. Пословицы и песни) был записан при участии хора Солсберийского собора из восьмидесяти человек, духовное руководство которого и заказало ему сочинение опусов, и органиста Джона Тейлора. В основу всех композиций вошли тексты из Ветхого Завета. При записи альбома Coruscating участвовал классический струнный квинтет. Вместе с Джоном Поттером и Хиллиард-ансамблем исполнял композиции Джона Дауленда. Является участником достаточно редкого по составу инструментов трио, где помимо саксофона Сёрмана звучат контрабас Дейва Холланда и уд Анаура Брахема. Записывался в экспериментальном проекте драм-н-бейс музыканта Spring Heel Jack.
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы