Джо Завинул: джаз-фьюжн из Вены

23.01.2023

7 июля 1932 года в Вене родился Джо Завинул — известный джазовый клавишник и композитор, один из основоположников стиля джаз-фьюжн, основатель групп «Weather Report» и «The Zawinul Syndicate». Джо выступал с Кэннонболлом Эддерли и Майлсом Дэвисом. Он стал одним из первых джазовых клавишников, кто начал использовать синтезаторы. Среди его предков были венгры и цыгане, и позднее знатоки музыки нашли в его произведениях отголоски всевозможных музыкальных традиций, в том числе и венгерских.

В шестилетнем возрасте Йозеф Эрих Завинул начал учиться играть на аккордеоне. А вскоре стал студентом Венской консерватории по классам фортепиано и композиции. Интерес же к джазовому фортепианному исполнительству возник у него под влиянием творчества Джорджа Ширинга и Эррола Гарнера. В результате в 1952 началось сотрудничество Завинула с австрийским саксофонистом Хансом Коллером. Тогда же состоялась гастрольная поездка трио Завинула по Германии и Франции. А в 1958, выиграв берклиевскую стипендию, Завинул эмигрировал в США, где начал играть с Мейнардом Фергюсоном и Диной Вашингтон. Затем Джо присоединился к квинтету Кэннонболла Эддерли, которому написал хит «Mercy, Mercy, Mercy», занявший 11-е место в поп-чарте журнала «Billboard» в 1967 году. В конце 1960-х Завинул записывался со студийной группой Майлса Дэвиса, и тем самым оказался причастен к созданию стиля джаз-фьюжн. Среди прочего, он играл на альбомах Дэвиса «In a Silent Way», к которому написал заглавную композицию, и «Bitches Brew», в который внёс большой вклад двадцатиминутной композицией «Pharaoh’s Dance», занявшей всю первую сторону пластинки.

В начале 1970-х стал одним из основателей и лидеров фьюжн-группы Weather Report (вместе с Уэйном Шортером), которая добилась успеха в 1970-х и 1980-х годах и получила премию Грэмми. В 1985 году Завинул и Шортер решили расстаться, и со второй половины 1980-х до своей смерти Завинул руководил музыкальным коллективом «The Zawinul Syndicate», состоящим в основном из музыкантов из Южной Америки и Африки. Джо Завинул также написал симфонию под названием «Stories of the Danube» (Рассказы о Дунае), которая была впервые исполнена в 1993-м в рамках Linzer Klangwolke на открытии фестиваля Брукнера в австрийском Линце. За семь частей симфонии прослеживается течение Дуная от Донауэшингена по разным странам и заканчивается на Черном море. В 1995 году симфония была записана Чешским государственным филармонический оркестром из Брно под управлением Каспара Рихтера.

В стиле игры Джо Завинула часто доминируют изворотливые мелодичные импровизации — перемешивание бибопа, этно и поп-стиля — в сочетании с редкой, но ритмичной игрой из звучащих аккордов биг-бэнда или басовых линий. В Weather Report он часто использует вокодер, а также предварительно записанные звуки, фильтруемые и транспонируемые с помощью синтезатора, создавая очень характерный синтез джазовых гармоник и «шума».

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы