Джимми Смит — «At the Organ Vol. 3»

18.06.2019

За два дня, 17 и 18 июня 1956 года, был записан третий лидерский альбом джазового органиста Джимми Смита (vk.cc/6LzLmu), “The Incredible Jimmy Smith” (с подзаголовком “Jimmy Smith at the Organ Vol. 3”). В том же году он был выпущен лейблом “Blue Note”, а впоследствии объединен и переиздан вместе с материалом двух первых (тоже «блуноутовских») пластинок, “A New Sound… A New Star…” и “A New Sound A New Star: Jimmy Smith at the Organ Volume 2”.

Как напоминает в обзоре альбома на “allmusic” Стив Леджетт, Джимми Смит практически единолично вернул Хаммонд-орган в лоно джаза, сделав его – позволим себе концептуальную тавтологию – органичным и желанным участником самым современных и новаторских составов своего времени. И по стопам этого музыканта пошло так много последователей и подражателей, широко растиражировавших его стиль, что порой уже трудно вспомнить, насколько оригинальным и блестящим было то, что сделал Джимми Смит на своем инструменте в 50-х – а это было не менее значимо, чем то, что сделали, например, Паркер для саксофона или Монк для фортепиано.

Хотя многим Смит запомнился больше всего игрой в соул-джазово-блюзовых трио, его стилистическая палитра была намного богаче, и альбом “The Incredible Jimmy Smith” – лучшее тому подтверждение. Вместе с Торнелом Шварцем на электрогитаре и Дональдом Бейли за барабанами Джимми уходит в отрыв уже с первой “Judo Mambo”, немного напоминающей пауэловский стиль, успевая перемежать свои булькающие и пузырящиеся радостной энергией пассажи самыми разными странноватыми звуками. Ее сменяет более расслабленная и элегантная «Willow Weep for Me», постепенно уходящая в нарочито атональное измерение. Также очень интересна интерпретация монковской «Well, You Needn’t», словно наслаивающая на характерно угловатую, ассиметричную фразировку Монка плотное, округло-блюзовое «дельтовское» звучание, из-за чего вся вещь кажется уже какой-то чуть менее «беспокойной», чуть более безмятежной. В качестве бонус-трека на CD звучит и собственная композиция Смита, посвященная Монку, с совершенно непредсказуемыми интервальными ходами и мелодическими поворотами и какой-то особенной «увлеченностью» исполнения – “Slightly Monkish”. В общем, как заключает критик, уже по этой ранней записи Смита можно прекрасно представить себе масштаб будущих открытий и достижений, которыми будет полно творчество этого музыканта. И пусть наше восхищение равняется нашему удовольствию от прослушивания!

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы