Дональд Бёрд

06.12.2019

Порой жизнь одного человека вмещает в себя несколько музыкальных эпох и стилей, ярким доказательством чему служит творчество американского джазового и ритм-энд-блюз трубача Дональда Бёрда, который родился 9 декабря 1932 года.

Партнер, сайдмен многих знаменитых джазовых музыкантов своего поколения, Бёрд больше всего известен как один из немногих бибоп-музыкантов, с успехом совместивших в своем творчестве фанк и соул направления.

В 60-х он завоевал репутацию одного из самых ярких трубачей своего времени – с чистым тоном, артикуляцией, ловкостью мелодики. Его «фанковые» эксперименты совсем не приветствовались «истинными последователями» джаза, обвиняющими его в коммерциализации, но, вместе с тем, Бёрд стал настоящим «папой» направлений соул и эйсид джаз.

По возвращении из армии, где он играл в военном оркестре ВВС США, Бёрд переезжает из Пенсильвании в Нью-Йорк – для того чтобы поступить в Манхэттенскую школу музыки. Дональд не теряет времени – уже в декабре, после 2-х месяцев жизни в Нью Йорке, он начинает играть в «Джазовых посланниках» Арта Блейки («Jazz Messangers»), заняв пустовавшее место своего идола, Клиффорда Брауна.

В 1958 году Бёрд подписывает эксклюзивный контракт со знаменитым лейблом «Blue Note Records», а также создает новый бэнд вместе с баритон-саксофонистом Пеппером Аддамсом. Дебютный «блюноутовский» альбом «Off to the Races» оказался отличным началом, за которым последовали многие другие.

В это же время, в работе над альбомом «Free Form» Бёрд дает уроки молодому Хёрби Хэнкоку. В середине 60-х Бёрд вообще много занимается преподаванием. Он занят изучением самых различных музыкальных направлений, экспериментирует с появляющейся электронной музыкой и стилем фанк.

В 1973 году Бёрд вместе с «Mizzel Brothers» выпускают один из самых продаваемых когда-либо на «Blue Note» альбомов: «Black Byrd». Последующие работы с авторами песен и продюсерами братьями Миззл («Street Lady», «Places and Spaces», «Stepping into Tomorrow») становятся бестселлерами и дают богатые примеры для подражания не только в рамках стиля диско и фанк, но и эйсид джаза.

В конце 80-х Бёрд возвращается к своим хард-боповым джазовым истокам, записав несколько сессий для «Landmark label». В начале 90-х он сотрудничает с рэпером Guru в проекте «Jazzmatazz». Для поклонников и последователей джаз-рэпа, равно как и для английского эйсид-джазового расцвета 90-х его альбомы 70-х оказали огромное влияние – в первую очередь, примерами взаимодействия самых разных музыкальных направлений.

Музыкант продолжал работать до самой своей смерти, он ушел из жизни 4 февраля 2013 года.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы