Баден Пауэлл

06.08.2019

Один из пионеров стиля босса-новы, гитарист и композитор Баден Пауэлл (Baden Powell de Aquino) родился 6 августа 1937 года в Варрэ-Саи, в штате Рио-де-Жанейро. Своё необычное для бразильца имя он получил благодаря дедушке, который руководил бойскаутским движением в Бразилии и преклонялся перед создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном Баденом Пауэллом.

Отец мальчика Лино де Акино был талантливым скрипачом, их дом был всегда открыт для его друзей-музыкантов, так что Баден рос в мире мелодий и творчества. С раннего детства он начинает осваивать фортепиано и виолончель, а позже серьёзно берётся за уроки игры на гитаре под руководством знаменитого гитариста Джейма Флоренса. В итоге через несколько лет интенсивных занятий Баден превращается в юного виртуоза, «собирающего» все первые места на конкурсах талантов. А с 15 лет он уже профессионально аккомпанирует певцам и выступает в многочисленных группах, играющих в различных стилях.

Постепенно он начинает пробовать свои силы и как композитор. В 1959 году Баден и певец Бобби Бланко записывают «Samba Triste» – композицию, которую ждёт большой успех как среди слушателей, так и среди музыкантов (на неё потом было сделано бессчётное количество кавер-версий). А в 1962 году гитарист знакомится с композитором, певцом и поэтом Винисьюшем де Мораешем – в результате их сотрудничества появились песни, ставшие классикой бразильской музыки. Их набиравшая тогда обороты босса-нова была переплетена с афробразильским колоритом – мотивами кандомбле, капоэйры и самбы. Одна из их песен, «Samba da Bencao» («Благословенная самба»), звучит в известном фильме Клода Лелюша «Мужчина и женщина». Пауэлл будет сотрудничать и с другими авторами и создавать композиции, за которые его будут называть «одним из самых ярчайших представителей романтического стиля босса-новы».

Пауэлл завоёвывает признание и за пределами Бразилии: в 1963 году он с большим успехом выступает в парижской «Олимпии», в 1966 году – выпускает альбом «Tristeza on guitar», получивший широкое мировое признание. В том же 1966-м он играет со Стэном Гетцем в Нью-Йорке, а в 1967 – выступает на берлинском джаз-фестивале вместе с Барни Кесселем и Джимом Холлом. В последующие годы он часто будет периодически жить, выступать и записываться в Европе, преимущественно во Франции и Германии.

В конце 70-х карьера Пауэлла постепенно пошла на спад – мода на босса-нову прошла, вдобавок у музыканта начались проблемы со здоровьем. Но он всё равно продолжал работать – выступал сольно и в качестве сессионного музыканта, писал музыку, получил музыкальную учёную степень в университете. Выступал вместе со своими детьми (они пошли по его стопам: Фелипе – пианист, а Марсель – гитарист), гастролировал по Европе ещё с одним любимцем Бразилии – аккордеонистом Сивукой. Музыкальная деятельность Пауэлла продолжалась до 2000 года, вплоть до его кончины.

На протяжении всей карьеры Баден Пауэлл предпочитал акустическую гитару. И с ней ему был подвластен огромный репертуар – как и любой бразилец, он был большим патриотом своей страны, поэтому включал в свою музыку такие национальные стили, как самба, босса-нова, фрево, шоро, афробаиянская ритуальная музыка, северо-восточная музыка сертао… А в качестве основы для его творений выступали джаз и классическая музыка. Слияние джазовых гармоний с классической гитарной техникой сформировало стиль его игры. Оттачивалась она многочасовыми занятиями без перерыва, от которых у него болели руки. Волшебная колыбельная и невероятные звуки ударных инструментов – в этой технике было всё!

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы