Арти Шоу

23.05.2020

23 мая 1910 года в Нью-Йорке родился легендарный джазовый кларнетист и бэнд-лидер Artie Shaw – Арти Шо (в русских изданиях чаще встречается написание Арти Шоу, но мы предлагаем использовать более близкий к английскому произношению вариант). Арти Шо никогда не мог до конца удовлетвориться тем, что делал, и постоянно распускал популярные бэнды в поисках чего-то ещё более интересного и настоящего, не желая почивать на лаврах коммерческого успеха. Настоящее имя музыканта – Артур Джейкоб Аршавски (Arthur Jacob Arshawsky). Он вырос в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), куда его семья перебралась в 1916 году. Ещё во время учёбы в старших классах школы он начал играть на саксофоне в местных группах, а его профессиональный дебют состоялся в 1925 году в танцевальном бэнде Johnny Cavallaro. У Кавалларо Арти и добавил к саксофону кларнет. Потом он несколько лет жил в Кливленде, где играл с известным оркестром Остина Уайли (Austin Wylie), а 1929 году присоединился к “Commanders” Ирвинга Ааронса, с которыми выступал до 1931 года и в результате оказался в Нью-Йорке. Там Арти часто “джеймил” со знаменитым страйд-пианистом Уилли Смитом, по прозвищу Лев (Willie «The Lion» Smith), очень активно работал как студийный музыкант, много фрилансил и часто работал на радио. В 1934 году Шо решил отойти от музыки, мечтая написать книгу, но вскоре ему стало не на что жить, и всё вернулось на круги своя.

Прорыв к признанию и славе случился в мае 1936 года, когда Арти выступил на концерте “all-star” биг-бэндов в “Imperial Theatre”. Он должен был “разогревать” публику в промежутках между выходами звёздных коллективов Томми Дорси и Боба Кросби, однако неожиданно “украл” у них шоу. Арти поразил аудиторию исполнением собственной композиции на кларнете в сопровождении струнного квартета (и ритм-секции без фортепиано), что было тогда сенсацией для музыки свинга. Потом он использовал ту же концепцию, создавая свой первый оркестр, – он лишь добавил первую линию в стиле диксиленда, но всего с одним саксофоном, и вокалиста, сохранив струнные инструменты. Этот бэнд сделал несколько превосходных записей в начале 1937 года, однако уже в сентябре того же года Шо пришлось собрать другой, более типичный для того времени и более “понятный” для широкой публики биг-бэнд (пять “медных” духовых, четыре саксофона и 4 инструмента в ритм-секции). В этом составе 24 июля 1938 года и была записана пластинка «Begin The Beguine» (с композицией “Indian Love Call” на обратной стороне), успех которой превратил Арти в суперзвезду и официального соперника Бенни Гудмана, считавшегося на тот момент «Королём свинга». Этот оркестр Арти стал одним из самых популярных коллективов в мире – тогда в нём солировали тенор-саксофонист Джорджи Олд, вокалисты Хелен Форрест и Тони Пастор, манера которого удачно походила на нечто среднее между стилем Луи Армстронга и Луи Примы, а за барабанами сидел Бадди Рич. Несколько месяцев в состав бэнда входила Билли Холидей (как и Бенни Гудман, Шо бросал вызов царившим в то время предрассудкам и одним из первых начал приглашать чернокожих исполнителей в свои коллективы), однако её голос остался лишь на одной их записи – «Any Old Time». Уже в декабре 1939 года, разочарованный в шоу-бизнесе и неприглядных особенностях его коммерческой стороны, Шо опять решил всё бросить и уехал жить в Мексику. Однако через два месяца он вернулся – и на первой же записи вновь собрал очень большую струнную секцию. В результате получился очередной мегахит, «Frenesi», – казалось, Арти просто ну никуда не деться от успеха. В его третьем постоянном оркестре играли трубач Билли Баттерфилд и пианист Джонни Гуарньери – в этом составе Шо записал одну из своих самых красивых версий «Stardust» и очень изысканный «Концерт для кларнета» («Concerto for Clarinet»). Он также экспериментировал с небольшим составом, собранным из нескольких участников его биг-бэнда, который называл “The Gramercy Five” (c Гуарньери на клавесине), и их композиция «Summit Ridge Drive» сделала миллионные продажи. В 1940 году Шо снялся в фильме Фреда Астера «Second Chorus» – в роли самого себя. Он исполнил со своим биг-бэндом ставший уже знаменитым «Концерт для кларнета» и получил две номинации на «Оскар»: за лучшую музыку к фильму и за лучшую песню («The Love Of My Love»). Но несмотря на успех и признание, в 1941 году Шо распустил свой бэнд – чтобы позже в том же году собрать новый, ещё больше. Теперь в оркестр входил трубач “Hot Lips” Пейдж, а также всё те же Олд и Гуарньери. А после трагических событий в Пёрл Харбор Шо был призван в армию, где собрал Военно-морской оркестр, с которым, к сожалению, не сделал ни одной записи. Будучи отпущен со службы по состоянию здоровья в феврале 1944 года, Арти Шо организовал новый оркестр – с Роем Элриджем, Додо Марморозой и Барни Кесселем. Вместе им удалось создать совершенно новый стиль, в котором уже сильно чувствовалось влияние бопа. Но на самом закате Эры свинга, в начале 1946 года Шо бросил своё очередное детище и несколько лет не занимался музыкой серьёзно, иногда пробуя что-то в джазе, а чаще – в классической музыке и «третьем течении». Его последней атакой на биг-бэндном фронте стал уже очень «боповый» оркестр 1949 года, который просуществовал всего несколько месяцев и в который входили саксофонисты Зут Симс, Эл Кон и трубач Don Fagerquist. Их действительно актуальная, «продвинутая» музыка неизбежно стала коммерческим фиаско, в очередной раз убедив Арти в невозможности заниматься в шоу-бизнесе тем, что тебе по-настоящему нравится. После нескольких лет полуактивности – полузабытья Шо вернулся ещё раз – в 1953 году с новой версией своего “Gramercy Five”, в котором теперь играли пианист Хэнк Джонс и Тэл Фэрлоу или Джо Пума на гитаре. Они активно записывались – пока в 1955 году Шо не забросил свой кларнет уже окончательно. Он уехал в жить в Испанию, чтобы наконец избавиться от всего, что так ненавидел в музыкальном бизнесе, и заняться тем, что считал настоящим творчеством – писательским трудом. Когда в 1983 году он вновь стал дирижировать воссозданным бэндом “Artie Shaw Orchestra”, соло на кларнете исполнял Дик Джонсон, а сам Арти не играл уже больше никогда. Несмотря на то что Арти Шо регулярно заявлял о своей ненависти к шоу-бизнесу и всё время пытался «сбежать» от коммерческого успеха, не позволявшего, с его точки зрения, заниматься серьёзным, настоящим творчеством, он всё-таки продолжал пытаться и искать. И с таким же «постоянством» и упорством, с которым он собирал и распускал бэнды, Арти регулярно женился и разводился. Истории его 8 браков без устали обсуждали все таблоиды, но в своей полуавтобиографической, полуфилософской книге «The Trouble With Cinderella» (1952 год) сам Арти так и не пролил нового света ни на перипетии своей личной жизни, ни на свою не менее замысловатую музыкальную карьеру. Арти Шо умер 30 декабря 2004 года в возрасте 94 лет. В то время как Дюк Эллингтон и Каунт Бейси вполне себе наслаждались жизнью, руководя одним супербэндом на протяжении всей Эры свинга, а Бенни Гудман – двумя, Арти Шо собрал целых пять превосходных оркестров, каждый из которых стал в чём-то особенным и запоминающимся. Возможно, Шо был просто слишком большим перфекционистом, искавшим то, чего в реальности не может быть. Но сама настойчивость его поисков и та несмотря ни на что прекрасная музыка, которая получалась по ходу – не могут не восхищать. Арти Шо был замечательным, ищущим, экспериментирующим музыкантом и виртуозным, изобретательным кларнетистом с изысканными фразировками. Многие отдавали пальму первенства казавшемуся более «горячим» Бенни Гудману – но можно ли вообще сравнивать легенды? Они создаются, чтобы слушать, вдохновляться – и передавать их дальше. Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы