Стив Своллоу

4 октября 1940 года в небольшом городке Фейр-Лоун (штат Нью-Джерси) родился американский джазовый контрабасист, бас-гитарист и композитор – Стив Своллоу.

Стив Своллоу начал играть на фортепиано, потом на трубе, а с 14 лет – и на всю последующую жизнь – увлёкся контрабасом. В 1960 году он оставил Йельский университет, где изучал композицию, и обосновался в Нью-Йорке. Первым серьёзным составом, в который попал Стив, стало трио одного из создателей новых идей свободного джаза – Пола Блэя (Paul Bley). Вместе с Полом Стив также играл в 1960-1962 годах в не менее интересном коллективе – трио Джимми Джюффри. Стиль их музыки можно определить, как академический авангард.

Далее Стив Своллоу участвовал в секстете ещё одного джазового новатора – Джорджа Рассела. С 1964 года басист некоторое время играл в квартете трубача Арта Фармера. Тогда же он начал композиторскую деятельность. В том же году ведущий джазовый журнал «Down Beat» по результатам опроса джазовых критиков назвал Стива новой звездой.

В 1967 году началось долгое и плодотворное сотрудничество музыканта с Gary Burton. Они познакомились, выступая совместно в коллективе Стэна Гетца. В дальнейшем вместе Бёртон со Своллоу записали более 20 альбомов. Началась их дружба с увлечения обоими музыкантами стилями фьюжн и джаз-рок. Впоследствии Стив постепенно перешел на электробас, который в этих направлениях был более уместен. В начале 70-х он был одним из первых джазовых басистов, полностью отказавшихся от акустического инструмента, предпочитая 5-струнную модификацию бас-гитары, на которой он играл медным медиатором. Причём особенностью его стиля стали замысловатые гитарные соло в верхнем регистре.

Стив не только прекрасный музыкант, а ещё и преподаватель: с 1974 по 1976 годы он работал в колледже «Berklee College of Music», а параллельно играл в составе ритм-секции в оркестрах Диззи Гиллеспи, Steve Lacy, Michael Brecker, Michael Mantler.

В 1974 году он отправился в Калифорнию, где совместно с Бёртоном начал сотрудничество с фирмой грамзаписи «ECM records». В связи с этим в стиле музыканта произошёл новый поворот – в сторону, которую джазовые критики определяют как стиль «ECM», связанный с синтезом джаза с различными музыкальными течениями и жанрами, в первую очередь, с академической и народной музыкой. Как композитор Стив написал немало композиций, исполняемых многими музыкантами. Среди них можно назвать: «Falling Grace», «Eiderdown», «Сhelsea Bells», «Hotel Hello». С конца 70-х годов Стив много сотрудничал с пианисткой Карлой Блей, которая стала его спутницей жизни.

Сегодня Стив является одним из самых востребованных джазовых басистов в мире. Стилистический диапазон его музыки чрезвычайно широк – трудно назвать стиль джаза, начиная с «Эры свинга», где бы он не внёс свою лепту – от свинга с Гудманом и би-бопа с Гиллеспи до авангарда Блея, от босса-новы с Astrud Gilberto до джаз-рока и стиля фьюжн.

Источник