Джазовые династии: знаменитые дети джазовых музыкантов

В семьях, где родители посвятили себя искусству, нередко случается так, что дети идут по их стопам. С годами создаются джазовые династии великих музыкантов, о которых расскажем интересные факты. Как юные дарования перенимали любовь к музыке от своих мам и пап, как им удалось построить профессиональную карьеру и может ли знаменитая фамилия заменить упорный труд и совершенствование в своем деле.
 

Семья Коул – Нэт Кинг и Натали

Нелегко быть дочерью джазовой иконы. В начале своей творческой карьеры Натали отрицала наследие своего отца, знаменитого певца Нэта Кинг Коула. Однажды, в ранние 70-е, Коул пришла в бешенство, когда увидела, то на афише одного из клубов, где она собиралась выступать, было написано «Дочь Нэта Кинг Коула». Она долго настаивала на том, что хочет петь под собственным именем, а не перепевать песни отца.

В 1976 году в интервью Jet Magazine Натали рассказывала: «Когда я только начала выходить на сцену, люди часто спрашивали меня – “Почему ты просто не копируешь стиль своего отца?” Я отвечала им, что должна найти себя и петь свои песни в собственной индивидуальной манере». Певица говорила и то, что люди даже пытались присвоить ей титул Королевы – Natalie Queen Cole.

Со временем неприятие творчества отца ослабло, и Натали научилась находить в его песнях то, что могло бы выразить ее саму. Некоторые полагают, что самым большим ее триумфом, как коммерческим, так и художественным, стало обращение к семейной истории. В 2013 году Натали Коул спела дуэтом со своим отцом песню Unforgettable. Это стало возможно благодаря современным звуковым и видеотехнологиям. Спустя десятилетия после смерти Нэта Кинг Коула отец и ночь смогли спеть вместе.


 

Семья Симон – Нина и Лиза

Нина Симон была известна как верховная жрица соула. Однако исполнительница песен My Baby Just Cares For Me, Don’t Let Me Be Misunderstood и I Put a Spell on You на самом деле была довольно сложным человеком. Она боролась с депрессией и алкоголизмом – это окончательно испортило отношения с ее единственной дочерью Лизой.

«Я не была счастлива, оставаясь с ней наедине, – рассказывает Лиза. – Я терпела частые нападки своей матери на людях. Легко бить детей – ведь они маленькие и нуждаются в своих родителях». Смерть Нины Симон в 2003 году дала ход судебным разбирательствам за многомиллионное имущество великой певицы. «Вся правда вышла наружу, люди стали относится ко мне как к источнику их возможного дохода. У многих были свои скрытые мотивы».

На протяжении своей жизни Лиза, профессиональная певица и музыкант, следовала за матерью повсюду. Когда же она отказывалась ехать на очередные гастроли, ее шантажом заставлять поступать против воли. Мать Лизы не поддержала карьеру дочери в U.S. Air Force и не одобряла ее вхождение в миру музыки. Лиза Симон не могла сама выбирать свою судьбу:

«Мне кажется, что, если бы она хотя бы пару секунд подумала над своим поведением, я не уверена, что она изменила бы свое мнение о сложившейся ситуации. Моя мать была озлоблена на весь мир, и часто единственным человеком, на которого можно было переложить вину, оказывалась я».


 

Семья Колтрейн – Джон, Элис и Рави

В детстве Рави Колтрейн был мальчиком чувствительным и ранимым. Он собирался стать режиссером или фотографом. Но в старшей школе он играл на кларнете в ансамбле, и музыка – джаз, симфоническая, поп – постоянно окружала его. Рави уже закончил школу, когда погиб его старший брат в 1982 году. Тогда мальчик сказал себе: «Я слишком много времени трачу впустую». Он оставил занятия фотографией и обратился к своим музыкальным корням. Он стал больше проводить времени с истинными любителями джаза, а именно людьми, которым не была знакома его фамилия. «Это было время, когда мне еще удавалось сохранять свою анонимность. Однажды кто-то сказал: “Джон Колтрейн. Кажется, я где-то слышал это имя. Это случайно не блюзовый певец?” В те годы мой отец еще не был настолько знаменит в широких кругах».

Рави решил поступать в Калифорнийский институт искусств, он вспоминает: «Доставая из кофра саксофон и имея фамилию Колтрейн, уже тогда я понимал, что это будет отвлекать внимание людей от моей игры. Но также я понимаю, что это и одна из возможностей для меня».

Все летние каникулы Рави Колтрейн занимался с Рашидом Али, барабанщиком, сотрудничавшим с его отцом, и поступил в Институт. «Что касается моей фамилии, многие люди хотели бы оказаться на моем месте и воспользоваться своим положением, но я выбрал для себя другой путь. И я рад, что каждый, кто со мной знаком, понимает, зачем я занимаюсь музыкой».


 

Семья Марсалис – Эллис, Делфеейо, Джейсон, Брэдфорд и Уинтон

На протяжении уже не одного десятилетия снова и снова поддерживается семейный интерес в одной из самых крупных джазовых династий – семье Марсалис. Первым начал играть джаз Эллис Марсалис – отец четверых сыновей, которые до сих пор являются продолжателями традиций. Делфеейо играет на тромбоне, Джейсон – на барабанах, Брэнфорд – на саксофоне и Уинтон – на трубе. Справедливо будет заметить, что дети Марсалиса старшего не просто смогли стать виртуозными инструменталистами. Так, Уинтон Марсалис возглавляет Джазовый Линкольн-центр в Нью-Йорке.

Под руководством своего отца-наставника Эллиса старшие братья Уинтон и Брэнфорд, ведущие представители нового поколения, и младшие Делфеейо и Джейсон, восходящие звезды, стали известны каждый в отдельности друг от друга, благодаря музыкальным и педагогическим заслугам, успешным альбомам и композициям. До 2001 года у этих блестящих исполнителей не возникало идеи организовать семейный ансамбль. Когда же это произошло, успех не заставил себя ждать. Каждый из участников коллектива смог реализовать себя, а разнообразие музыкальных инструментов позволило сделать звучание более насыщенным! Делфеейо, Джейсон, Брэнфорд и Уинтон смогли стать не только братьями по крови, но и по джазу!


 

Семья Бриль

История джаза в России насчитывает 93 года. За этот период в нашей стране успели сложиться традиции жанра, которые представляют отдельно взятые музыканты и джазовые династии. Одной из самых известных семей, представляющих российский джаз, является семья Бриль. Игорь Михайлович родился в 1944 году и, становясь взрослее, понимал, что хочет связать свою жизнь с импровизацией. Он окончил музыкальное училище, затем институт и начал выступать с концертами в своей стране и по миру. Его вклад в развитие российского джаза определяется популяризацией жанра на родине, демонстрацией отечественных талантов за рубежом и многочисленными наградами и орденами почета.

Сыновья Игоря Бриля, Александр и Дмитрий, последовали примеру отца, который вылился для них в большую любовь к музыке и желанию к собственному творчеству. Братья сразу решили работать вместе и создали свой первый ансамбль в 1988 году, в который вошли их однокурсники. Со временем опыт музыкантов ширился, состав ансамбля менялся, но неизменным оставалось качество исполнения. Ученики лучших педагогов, мастеров своего дела, сегодня отмечены за заслуги в области джаза, регулярно вступают со всемирно знаменитыми звездами, развивают собственные идеи в творчестве и стиль игры.

Джазовые традиции семьи Бриль воплотились в создании московского джаз-клуба Brilliant Jazz Club. Заведение имеет закрытый формат – здесь проводятся встречи давних друзей, устраивают джем-сейшны и чтут каноны джазового жанра, позволяя ему при этом иногда выходить за рамки традиционного. Клуб явился продолжением идей российского мэтра сохранить одну из особенностей жанра импровизации – связь поколений внутри семьи.

Подробнее