Джон Колтрейн

23 сентября 1926 года родился будущий великий тенор-саксофонист Джон Колтрейн. Мальчик рос в музыкальной семье, однако бедность вынуждала их больше выживать, чем вести праздный образ жизни, поэтому зарабатывать музыкой им не довелось. 13-летним подростком Джон начинал с кларнета и альтгорна, позже переключился на саксофон. Выступая в оркестрах, он начал постепенно приобретать популярность в своем городе. До 1945 года Колтрейн выступал в ночных клубах Филадельфии и совершенствовал свою технику игры. Но тогда он по-прежнему оставался все еще неизвестным миру талантливым музыкантом.

Занятия джазом пришлось отложить из-за службы в армии с 1945 по 1946 годы. Спустя год Джон Колтрейн вернулся в Филадельфию и недолго играл в оркестре Джо Уэбба. Перейдя в King Kolax band, музыкант задумался о том, чтобы освоить тенор-саксофон. Его первые попытки оказались весьма успешными, и этот инструмент сохранился в его фаворитах до конца жизни.

Существуют и другие версии, почему он оставил альт-сакс. По одной из них, причиной этому послужил Чарли Паркер, а точнее его одержимость освоить все музыкальные возможности этого инструмента по другой, руководитель бэнда, участником которого являлся Колтрейн, боялся, что Джон сможет заменить его, и порекомендовал ему выбрать себе более подходящий саксофон.

1949 год ознаменовался для Колтрейна присоединением к оркестру Диззи Гиллеспи. В этом же составе саксофонист записал свою первую сольную композицию We Love to Boogie (1951), что, несомненно, повлияло на дальнейшее развитие его творческой судьбы. Все же музыканту не удавалось долго задерживаться на одном месте. Причиной тому были проблемы с наркотиками. Пристрастившись к белому порошку, Колтрейну все сложнее было уживаться с другими музыкантами, и потому приходилось уходить.

Удача улыбнулась Колтрейну в 1951 году – Майлс Дэвис пригласил его в свой бэнд. В период работы с известным трубачом, до 1957 года, музыкант записал с гением модального джаза 4 альбома: Relaxin’, Cookin’, Steamin’ и Workin’. Покинув квинтет Дэвиса, Колтрейн не до конца осознавал, в каком направлении ему двигаться, так как его музыкальный стиль еще не сформировался.

В 1957 году саксофонисту предложил контракт лейбл Prestige, на котором записал первый сольный альбом Coltrane. Позже он присоединился к квартету Телониуса Монка, но и там продержался недолго. Переборов тягу к наркотикам, Колтрейн возобновил сотрудничество с Майлсом Дэвисом, и они записали совместный альбом с историческим значением для джаза Kind of Blue.

60-е принесли Колтрейну невероятный успех. В эти годы он создал основополагающие его творчество альбомы, которые стали музыкальными шедеврами и до сих пор сохраняют свое бессмертие. Это Love Supreme, Coltrane Jazz и Giant Steps. Джон Колтрейн стал в какой-то степени джазовым классиком своего времени. Техничное исполнение и новаторские идеи поставили его в один ряд с выдающимися современниками. В это же время появляется John Coltrane’s Quartet, чьи джазовые баллады становятся примером для подражания. Не только поклонники, но и музыканты черпали вдохновение в их творчестве. Игра четырех человек одного бэнда почиталась чуть ли не как эталонная. Некоторые и современные джазовые критики полагают, что квартету Колтрейна удалось начать новый виток развития джазовой культуры.

Наравне с работой в разных ансамблях Джон Колтрейн не оставлял свои собственные проекты. После записи альбома, состоящего исключительно из его сочинений, он окончательно решил собрать собственный бэнд. В числе других джазовых гигантов, с которыми саксофонисту Колтрейну довелось сотрудничать, Сони Роллинз, Билли Хиггинс, Элвин Джонс, Дюк Эллингтон, Эл Хит, Ред Гарленд, Пол Чемберс, Маккой Тайнер, Мол Уолдрун и другие.

Культовой пластинкой Колтрейна стала Love Supreme, записанная в 1964 году и изданная в 1965. У музыканта был уникальный подход к джазовой музыке – религиозный. Свое отношение к джазу он и воплотил в этом альбоме – для него это была не просто работа или увлечение. Это была его вера. Это было его спасением, к которому он обращался в трудные минуты своей жизни.

Джон Колтрейн умер, не дожив до 41 года. Приобретя широкую известность в 33, он успел сделать невероятно много. Икона джаза во всем мире, Колтрейн невольно стал ключевой фигурой для одного из храмов богослужения в Сан-Франциско.

В 1971 году в калифорнийском городе появилась Церковь, избравшая своим небесным покровителем Джона Колтрейна. Священнослужители нарекли его «святым саксофонистом» за его религиозное значение, которым он наделял джаз, за то, как он сумел вложить свою веру в дело своей жизни, в музыку.

Источник