Джаз в национальных культурах разных стран мира

Джаз в национальных культурах представляется по-разному, несмотря на общепринятые каноны жанра. География одаренных джазовых личностей широка, и таких музыкантов можно встретить в самых разных уголках нашей планеты – от Кубы до Вьетнама.
 

Osvaldo Golijov (Аргентина)

Освальдо Голихов (Osvaldo Golijov) родился в еврейской семье в Ла-Плате, Аргентина. Ребенком он начал интересоваться музыкой, слушая пианиста и композитора Херардо Гандини (Gerardo Gandini), который оказал на него значительное влияние, затем учился у Альберто Хинастера (Alberto Ginastera), который привлекал его своим творческим подходом в вопросе сочетания музыкальных направлений. В 1983 году Голихов сотрудничал с музыкантами, музыковедами и композиторами, также, оказавших немалое воздействие на его дальнейшее творчество, а через 3 года Освальдо переехал в США.

Голихов стал одной из главных фигур в современной джазовой музыке, развив полистилистический метод игры на основе западной музыки разных веков, традиционных иудео-христианских литургий, на народных традициях некоторых стран и на латиноамериканских влияний, обращая особое внимание на танго, разработанного Астором Пьяццоллой. Освальдо умело сочетает разнообразные стили и способы игры, превращая их в совершенно новые формы и звуки без явных ссылок на их источники.


 

Toots Thielemans (Бельгия)

Тутс Тилеманс (Toots Thielemans) практически ввел хроматическую гармонику как джазовый инструмент. Начиная с середины 1950-х годов, он не имел никаких конкурентов, музыкант играл на гармошке с ловкостью саксофониста и имел такую же популярность как, скажем, Оскар Питерсон.

Первым инструментом Тутса был аккордеон, на котором он начал играть в 3 года. Несмотря на то, что он впервые взял гармонику в руки, когда ему было 17 лет, Тилеманс быстро освоил и начал привносить свои новшества в игру на этом небольшом инструменте. Музыкант очень любит стиль бибоп, играл в американских клубах в Европе, посетил США в первый раз в 1947 году и сыграл на одной сцене с Чарли Паркером. Тутс, также отличный гитарист, в 1950 году он совершил поездку по Европе в этом амплуа с Бенни Гудменом и его секстетом, а в следующем году переехал в США. Двойной альбом Тутса Тилемана Brasil Project был популярен в 1990-х годах, благодаря оригинальному взаимодействию гармоники с бразильскими ритмами.


 

Roberto Fonseca (Куба)

В глобальном возрождении инструментальной кубинской музыки принял участие музыкант Роберто Фонсека (Roberto Fonseca). Всемирно известный пианист славится умелым сочетанием латинского джаза, городской музыки и африканских этнических ритмов и профессиональным владением инструментом.

Роберто родился в Гаване в 1975 году, начал играть на фортепиано в возрасте 8 лет и после окончания университета со степенью магистра в области композиции выпустил дебютный альбом En El Comienzo в 1999 году. За ним последовала сольная запись Tiene Que Ver, а затем он сосредоточился на гастролях с коллективом Buena Vista Social Club и сотрудничестве с другими представителями «новой» музыки. По сей день пианист занимается джазовыми экспериментами и делает успешные записи.


 

Quyen Van Minh (Вьетнам)

Кьен Ван Мин (Quyen Van Minh), мэтр вьетнамского джаза, впервые столкнулся с ним на американском радио BBC около 30 лет назад и сразу же влюбился в эту музыку. С тех пор он начал обучаться игре на саксофоне, учась импровизации и пробуя новые инструментальные направления. Кьен Ван Мин стал первым преподавателем джазового саксофона в консерватории города Ханой. Там он учит молодых музыкантов развивать свой собственный джазовый стиль, его метод обучения считается уникальным во Вьетнаме. Мин почувствовал необходимость создать индивидуальный стиль как первый вьетнамский саксофонист и композитор и начал экспериментировать, смешивая традиционные вьетнамские темы с джазом,на протяжении более 10 лет.

С тех пор он перешел к традиционному пониманию жанра, привнеся все же в него частицу авторских импровизаций. Ван Мин открыл джаз-клуб Binh Minh’s Jazz Club во Вьетнаме и регулярно организовывает там джазовые фестивали с музыкантами со всего мира. Он по праву считается активным деятелем, новатором и просветителем в азиатской джазовой музыке.

Imelda May (Ирландия)

Имельда Мэй (Imelda May) – яркая рокабилли, блюз и джаз-вокалистка из Ирландии, начавшая свою карьеру в 16 лет – родилась в Дублине. Певица с раннего детства обнаружила в себе уникальный тембр и силу голоса. К отличным вокальным данным певицы, позволяющим ей исполнять музыку в практически любом стиле, добавилась неподражаемая манера подачи пения.

Вдохновленная вокальным талантом певицы Билли Холидей, мэтра Элвиса Пресли и музыкой рокабилли, Мэй создала собственный стиль, быстро сумев привлечь внимание к своему таланту. Имельда была номинирована на премию «Лучшая Бурлеск певица» в 2007 году, а ее дебютная пластинка вызвала положительную реакцию как у слушателей, так и у многочисленных критиков. Вокалистка занимается сольным творчеством, выпуская новые альбомы, и сотрудничает с музыкантами различных направлений.

Источник