Бирели Лагрен

Один из лучших гитаристов современного джаза Бирели Лагрен (Bireli Lagrene) родился 4 сентября 1966 года в Эльзасе, в семье кочующих цыган.

Его отец был музыкантом, он-то и познакомил мальчика с гитарой. Позже с Бирели начал заниматься старший брат; а одним из главных источников вдохновения для него стала музыка Джанго Рейнхардта. По словам самого Бирели, он часами слушал его пластинки и играл под них до тех пор, пока не смог исполнять соло Рейнхардта нота в ноту. Повзрослев, он скажет: «Когда я был маленьким, я мог бесконечно прослушивать пластинку, пока мне не удавалось точно повторить исполнение. Позже я понял, что уважение к великому гитаристу гораздо важнее имитации его игры…» Рейнхардту он и посвятил свой первый альбом “Routes to Django” («Дорога к Джанго»), на момент записи которого ему было всего 14 лет и благодаря которому музыкальные критики назвали Бирели музыкальным вундеркиндом.

Уже будучи признанным мастером «цыганского джаза», Лагрен круто сменил направление после встречи с легендарным басистом Жако Пасториусом, с которым записал два диска в характерном для того стиле, основанном в первую очередь на джаз-роке. Эти работы на некоторое время отвлекли Лагрена от акустической гитары, музыкант пробовал работать с электрическим инструментом и благодаря Жако обратился даже к электрогитаре (и приобрел определенную репутацию). Его работы на стыке 80-х и 90-х демонстрируют порой, что Лагрен попросту разрывается между двумя направлениями – европейским традиционным джазом и более современным фьюжном американского толка. Однако этот творческий поиск, который для многих музыкантов стал в свое время тупиком, для Лагрена стал очередными ступенями к вершине. Джон Маклафлин называет его «гитарным феноменом», а музыкальные премии сыплются на Лагрена как из рога изобилия.

Конец 80 – начало 90 годов открыли новую страницу в творческой деятельности Бирели Лагрена, именно в эти годы он подписывает контракт с одной из самых влиятельных фирм звукозаписи, «Blue Note». Лангрен также развивается не только как музыкант, но и как композитор, ярким примером чему служит его блистательное выступление на родине во Франции со знаменитым произведением «Le Concerto Grosso». Карьера Бирели в 90-х годах развивалась особенно ярко, при этом даже ведущие критики отмечали его талант гармонично сочетать джазовую музыку с вокалом и другими музыкальными направлениями. Подтверждением успеха и признанием таланта гитариста стал рейтинг, составленный журналом «Billboard» за 1998, в котором он занял первое место среди популярных джазовых музыкантов.

«Ребёнок Джанго», каким появился Бирели в мире музыки, ребёнок, на чьё творчество повлияли Уэс Монтгомери и Джордж Бенсон, он пережил различные увлечения – от стиля фьюжн до освоения бас-гитары, постоянно расширяя свои познания, знакомства и круг партнеров. Он то играл со Стефаном Граппелли или Лари Кориеллом, то стремительно оказывается в одном ряду с великими Пако де Люсия, Элом ди Меолой, Джеком Брюсом и Джинжером Бейкером, Ленни Уайтом и Майком Стерном.

Со временем Лагрен стал все больше и больше работать в том стиле, который изначально был ему близок – в стиле, основы которого заложил его кумир Джанго. В его составах появляется все больше акустических инструментов (контрабас, скрипка, вторая, затем даже третья акустические гитары), его авторитет делается все более весомым, а его аудитория неуклонно растет.

Источник