Альбом Джона Колтрейна “Sun Ship” был записан 26 августа 1965 года и выпущен лейблом “Impulse!” уже после смерти музыканта, в 1971 году, причём после довольно жёсткой редакции.
“Sun Ship” стал одним из последних альбомов саксофониста, записанных с пианистом МакКоем Тайнером, барабанщиком Элвином Джонсом и контрабасистом Джимми Гаррисоном. За почти четыре года совместной работы музыканты создали очень характерное, полное живой рвущейся наружу энергии, звучание своего ансамбля.
Как пишет критик Том Джюрек в обзоре для портала “allmusic”, поиски Колтрейна шли в направлении свободных от размера ритмических и мелодических решений. Импровизация выстраивалась вокруг какого-то одного аккорда, звукоряда или их серии, и ритмический пульс всего квартета и взаимодействие музыкантов развивались соответственно.
Заглавная композиция альбома открывается своего рода “расщеплённой” темой. Гаррисон и Джонс эффектно отвечают на вызовы, которые бросает лидер, а затем скорее намекают на общий ритм, чем отмечают его. Тайнер выдает просто монументальное, мощное соло из сокрушительных модуляций и независимых мелодических линий, а затем вновь вступает Колтрейн – с предельно интенсивным, экстремальным напором, перемешивая срывающиеся “крики” верхнего регистра с хипящими басами, всё активней используя altissimo и мультифонию (расщепление звука инструмента с помощью голоса), по мере того как ритм взвинчивается и всё уже буквально кипит вокруг. В композиции «Amen» саксофонист заявляет совсем лаконичную модальную тему, из которой рождается свинг, а затем преломляет её сквозь свободную технику фри-джаза.
Гаррисон и Джонс солируют в «Ascent» и «Attaining», смело манипулируя временем и темпом, меняя динамику, но при этом поддерживая какое-то едва ощутимое, неясное, но непреложное «ощущение ритма».
Накатывающая приливами эмоций «Dearly Beloved» продолжает развитие балладного стиля, который Колтрейн пытался нащупать ещё в «Alabama»: его пронизывающий тенор создаёт напряжённейшую мелодическую линию внутри густой многоуровневой структуры наслаивающихся друг на друга гипнотических, почти ритуальных ритмов. Волны аккордов Тайнера и его гениальные контрапунктные линии увлекают музыкантов к бурной кульминации, а затем Колтрейн “возвращает” всех обратно.
“Sun Ship” продолжает фри-джазовые эксперименты “Transition”, созданного в том же составе несколькими месяцами ранее. Неделей позже квартетом был записан их последний альбом, “First Meditations”, после которого Колтрейн уже начал экспериментировать с большими составами. Таким образом, “Sun Ship”, с одной стороны, стал своеобразным финалом работы этого легендарного колтрейновского состава, а с другой – увлекательной в своей незаконченности прелюдией к заключительному этапу творческих исканий великого музыканта.