Дюк Пирсон

17 августа 1932 года в городе Атланте (штат Джорджия) родился джазовый пианист и композитор Columbus Calvin «Duke» Pearson, Jr. По справедливому мнению множества критиков, он сыграл очень важную роль в формировании джазовых направлений от хард-бопа до босса-новы, ведь в 1960-х годах он также весьма продуктивно работал на лейбле «Blue Note» и в качестве продюсера.

Пирсон получил своё прозвище «Дюк» (герцог) от родного дяди, который был большим поклонником Дюка Эллингтона. Ещё не достигнув шести, Пирсон начал учиться музыке на фортепиано под руководством своей матери, а когда ему исполнилось двенадцать, сильно заинтересовался такими медными духовыми инструментами, как mellophone и баритон, но в конечном счете его выбор всё-таки остановился на трубе.

Он так любил трубу, что в средней школе и колледже Кларка совсем не занимался на фортепиано. Учась в колледже, Дюк Пирсон играл на трубе в разных группах в родном городе. Во время службы в армии в 1953-1954 годах, Дюк Пирсон продолжал карьеру трубача и познакомился с пианистом Уинтоном Келли. Позже, в интервью 1959 года, Пирсон признался, что был одновременно «настолько сломлен и вдохновлён манерой игры Келли, что решил вновь перейти на фортепиано». Вдобавок к этому стоматологические проблемы заставили его отказаться от медных духовых инструментов.

Продолжая выступать с различными ансамблями в штатах Джорджия и Флорида, в том числе с Tab Smith и Little Willie John, в январе 1959 года Дюк Пирсон решается на переезд в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Пирсон практически сразу был замечен трубачом Дональдом Бёрдом, который услышал Пирсона в секстете «Art Farmer/Benny Golson», более известном как «Jazztet». Бёрд попросил Пирсона присоединиться к своему вновь образованному квинтету с Pepper Adams.

Дюк Пирсон также играл в ансамбле с Нэнси Уилсон на гастролях в 1961 году. В том же году Пирсон сильно заболел, и новичок по имени Хёрби Хэнкок сел на его место в ансамбле. В конечном итоге Хэнкок утвердился и остался в бэнде.

На альбоме 1963 года Дональда Бёрда «A New Perspective» Пирсон аранжировал четыре трека, в том числе пьесу «Cristo Redentor», ставшую большим хитом. Пирсон позже прокомментировал, что пьеса была вдохновлена его гастрольной поездкой в Бразилию с Нэнси Уилсон.

В том же 1963-м году, после смерти Айка Квебека, Пирсон принял от него эстафету в руководстве звукозаписывающего лейбла «Blue Note». До 1970 года Пирсон был частым сессионным музыкантом и продюсером на многочисленных альбомах «Blue Note», не забывая выпускать альбомы и в качестве лидера группы.

Вскоре Пирсон стал одним из руководителей биг-бэнда с Дональдом Бёрдом. Необходимо отметить, что оркестр Бёрда-Пирсона состоял из таких музыкантов, как Чик Кориа, Pepper Adams, Рэнди Брекер, Лью Табакин и Гарнетт Браун. Последние четверо были участниками оркестра Тэда Джонса-Мела Льюиса, игравшего в джаз-клубе «Village Vanguard».

Некоторые композиции Пирсона давно уже стали джазовыми стандартами, например, «Jeannine», с альбома Cannonball Adderley «Them Dirty Blues» (1960) или «Sweet Honey Bee», созданная в сотрудничестве с Ли Морганом.

Пирсону пришлось уйти в отставку из «Blue Note» в 1971 году в результате кадровых изменений. И он решил преподавать в колледже Кларка, который сам когда-то окончил после средней школы. В 1971 году он гастролировал с Кармен Макрей и Джо Уильямсом, а также выступал до 1973 года, возглавляя свой биг-бэнд.

Однако вскоре ему был поставлен диагноз рассеянный склероз, от которого он скончался 4 августа 1980 года в госпитале для ветеранов в Атланте, не дожив и до сорока восьми лет.

Источник