Георгий Арамович Гаранян – представитель первого поколения послевоенных мэтров российского джаза.
В 1958 году Георгий стал первым «советским» музыкантом, вошедшим в легендарный «шанхайский» состав оркестра Олега Лундстрема. После переезда в Москву в 1957 году оркестр пополнялся, а «шанхайцев» и «харбинцев» — русских эмигрантов, вернувшихся на «историческую родину» после Второй мировой — в наличии не было. Взяли «советских»: трубача Юрия Каврайского и альтиста Гараняна. «Когда я поступил в оркестр Лундстрема, понял, что играть совершенно не умею, — рассказывал Гаранян в интервью газете «Трибуна». — Из-за этого по собственной воле отказался от всех сольных партий, взял те, что поскромнее, и занимался с утра до ночи».
Во второй половине 60-х Георгий Гаранян выступал с Концертным эстрадным оркестром Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского.
70-е годы… Он дирижировал, аранжировал, сочинял, занимался звукорежиссурой – придумывал все буквально на ходу. В 1973-1982 годы руководил ансамблем «Мелодия». Ансамбль исполнял по большей части музыку популярных советских композиторов в джазовой обработке. Первая же пластинка была продана тиражом 4 миллиона экземпляров. Всего коллектив записал 16 сольных пластинок-гигантов и 9 пластинок-мини-альбомов.
Гаранян исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других. Вёл передачи «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на Маяке, Радио России — Культура и «Джем-5» на канале «Культура».
80-е годы… Расставшись с «Мелодией», Гаранян возглавил симфонический оркестр кинематографии. А как же музыкальное образование? – возможно, спросите вы. — Все очень просто: ещё в 1967 году Георгий Гаранян поступил на курсы дирижёров при Московской консерватории. Дирижировал оркестром Эстонского радио, эстрадно-симфоническим оркестром Центрального телевидения, писал музыку для телевидения (программы «Волшебный фонарь» и «Бенефис») и для кино («Рецепт её молодости», «Покровские ворота»). Музыка к «Покровским воротам» в силу «культового» характера, который обрёл этот фильм Михаила Козакова (1982), стала, наверное, самой часто упоминаемой киноработой Георгия Арамовича, хотя ему в результате постоянно приписывают «Неудачное свидание» Александра Цфасмана, звучащее в фильме (и едва ли не «Часовых любви» Булата Окуджавы, тоже использованных в фонограмме).
Шокирующая экономическая реальность 1990-х застала врасплох многих ветеранов советского джаза. Только не Гараняна. Руководить одновременно несколькими оркестрами и иметь творческие контакты по всей стране ему было не привыкать. Мало кто из постсоветских джазменов в последние два десятилетия гастролировал столько, сколько Георгий Гаранян.
Гаранян работал в широчайшем диапазоне. Руководил оркестром Московского цирка. Он первым из отечественных джазменов получил звание народного артиста России. Георгий имел собственный абонемент в Большом зале Московской консерватории (ну, не единственный джазовый абонемент, как утверждалось, положим: первым был всё-таки абонемент Алексея Баташёва).
Георгий Гаранян скончался 11 января 2010 года от сердечного приступа во время гастролей в Краснодаре.
За свои заслуги этот замечательный музыкант был удостоен нескольких почетных званий – таких, как Заслуженный артист РСФСР (1981), народный артист Российской Федерации (1993), и получил множество наград Государственную премию Российской Федерации (2000), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, орден Петра Великого!