Нико Ассунсао

Nico Assumpção (Нико Ассунсао) родился в Сан-Пауло 13 августа 1954 года. В доме его семьи всегда звучала музыка. Отец Нико играл на контрабасе и страстно увлекался джазом. В 50-х и 60-х годах он заказывал через каталоги пластинки самых известных джазовых исполнителей. Отец также был гостеприимным хозяином, и в его дом часто захаживали разные музыканты, с которыми Нико с интересом общался. Однажды к ним гости даже заехал Фрэнк Синатра-младший – во время его поездки по Бразилии в 1966 году.

Нико дебютировал в музыке, начав играть на акустической гитаре в возрасте 10 лет. А в шестнадцать – занял пустовавшее место бас-гитариста в школьном оркестре, после чего раз и навсегда влюбился в звучание баса. Спустя некоторое время он уже учился в музыкальной школе CLAM у известного профессора Luiz Chaves, начав также брать уроки игры на контрабасе. А через несколько лет Нико Ассунсао уже сам преподавал бас в той же школе.

В 1975 году Нико играл на контрабасе в джазовом трио, сформированном вместе с Паулу Кардозу на ударных и Элианом Элиасом на фортепиано. В репертуар группы входили только джазовые стандарты и несколько песен Антониу Карлоша Жобима. Афиши для выступлений делал брат Нико и сам развешивал их по всему Сан-Пауло.

Окончив школу, музыкант решил попробовать свои силы в США. Приехав в Нью-Йорк, Нико случайно снял жилье в доме, в котором жили гитаристы Рикардо Сильвейра и Клаудио Цельса. Они познакомились и стали друзьями. “Мы всегда играли то у одного, то у другого в компании с трубачом Клаудио Родити”, – вспоминал басист. Так Нико начал, как и большинство бразильцев, пытавшихся сделать карьеру в Нью-Йорке, работать вместе с музыкантами со своей родины.

Несколько месяцев спустя Нико был приглашён участвовать в Ньюпортском джазовом фестивале с барабанщиком Dom Um Romão. Это, наверно, стало его первым серьёзным шагом в карьере. Он начал играть с саксофонистом Чарли Раузом и пианистом Доном Сальвадором, которые, в свою очередь, привели его в компанию других известных джазовых музыкантов, таких как саксофонист Уэйн Шортер, пианист Кенни Баррон и барабанщик Billy Cobham. Параллельно Нико продолжал изучать гармонию и оркестровку в «Berklee College Of Music». Учёба и опыт выступлений в Штатах помогли музыканту освоить различные техники игры на бас-гитаре, так что в результате в Бразилии он стал одним из пионеров безладового 6-струнного баса.

Вернувшись на родину, в 1981 году Нико записал свой первый сольный инструментальный альбом “Nico Assumpção”. В 1982 году он отправился в Рио-де-Жанейро, чтобы играть в “Prudente”, баре в Ipanema, и постепенно стал одним из самых востребованных музыкантов в Рио.

В 1984 году Нико работал над своей второй сольной записью в студии “Радио Radio”, которая затем прекратила свое существование. Альбом был записан и сведен, но, к сожалению, не выпущен.

В 1985 году гитарист Рикардо Силвейра, которого пригласили играть на «Free Jazz Festival», предложил Нико, а также пианисту Луису Авеллару, барабанщику Карлосу Бала и саксофонисту Стиву Слагу, которые были его друзьями по Нью-Йорку, совместное выступление в группе. После фестиваля в течение двух недель музыканты со среды по субботу играли в баре «Jazzmania». Так возник новый музыкальный проект. Вскоре группа решила расширить репертуар и продолжить работать в таком составе и дальше. В результате был выпущен успешный альбом «High Life».

Авторитет Нико всегда собирал вокруг него легион поклонников и единомышленников, прежде всего среди музыкантов. Он всегда настаивал на живых выступлениях, которые особенно любил. Музыкант часто играл в клубах «Blue Note» и “Village” в Нью-Йорке, а в Бразилии – в нескольких барах, которые и по сей день существуют в Vila Madalena – одном из районов Сан-Паулу. Нико также выступал в клубах в Leblon (самом дорогом районе Рио-де-Жанейро), где многие музыканты собирались после выступлений, чтобы просто выпить пива и поджемить в своём тесном кругу.

В 90-х годах в личной жизни Нико наступил трудный период. В 1995 году он развелся со своей первой женой Паулой и некоторое время жил у своего друга Нельсона Фариа. Затем он встретил Розанну, которая стала его второй женой, и переехал к ней. Те годы были непростыми и в финансовом отношении – возможно, из-за экономического кризиса, который продолжался до конца десятилетия. Часто бывало, что музыканту приходилось играть всю ночь, чтобы заработать всего лишь 100 долларов.

Несмотря на трудности, в то время были сделаны два международных проекта, которые заслуживают внимания. Один из них – участие в записи диска 1992 года “Live from Bahia” американского гитариста Larry Coryell, выпущенного на лейбле “Rhino”. В его создании также принимали участие саксофонист Donald Harrison, барабанщик Billy Cobham и несколько бразильских музыкантов. Второй важной работой стало участие в записи альбома Джо Хендерсона 1994 года “Double Rainbow: The Music of Antonio Carlos Jobim”, вышедшего на “Verve Records”. “The Penguin Guide to Jazz” (справочное издание, посвящённое лучшим записям в истории джаза) назвало этот альбом «джазом высочайшего калибра».

В конце своей жизни Нико по крайней мере один раз в месяц играл в “Mistura Fina” (известном ресторане в Рио, в котором выступали и продолжают выступать самые известные джазовые музыканты, приезжающие в Бразилию,) – и всегда с аншлагом. Концерт обычно предваряло объявление в газете: “Nico Assumpção e Banda”, – и оно всегда означало, что двери будут открыты для всех музыкантов, которые хотят играть, но у которых нет своего басиста.

С 1983 года Нико работал с талантливым бразильским певцом Иоанном Боско – их совместное творчество продолжалось 15 лет. До предложения Нико выступать в дуэте Боско работал один. Результатом их очень успешного и плодотворного партнерства стали семь дисков: «Gagabirô» (1984), «Cabeça de nego» (1986), «Ai ai ai de mim» (1987), «Bosco» ( 1989), «Zona de fronteira» (1991), «As mil e uma aldeias» ( 1997), «e Benguelê ballet para um corpo» (1998).

После 1998 года Нико предложил Боско пригласить новых музыкантов, так была сформирована группа в составе: Нико (бас-гитара), MarCal (перкуссия), Робби Сильва (барабаны) и Рикардо Силвейра (гитара). Позже в эту команду пришли такие исполнители, как гитарист Нельсон Фариа и барабанщик Кико Фрейтас. А после ухода из коллектива Нико порекомендовал на свое место басиста Андре Нейва.

За свою карьеру Нико принял участие в записи более 400 альбомов и бесчисленных шоу. Он выступал на концертах и записывался с такими музыкантами, как Марсио Монтаройос (труба), Виктор Биглион (гитара), Рикардо Силвейра (гитара), Вагнера Тисо (фортепиано), Сезар Камарго Мариано (фортепиано), Нельсон Фариа (гитара), Робби Сильва (ударные), Чико Буарк (композитор и исполнитель), Маркос Резенд (фортепиано), Эду Лобо (композитор), Ларри Корелл (гитара), и многими другими.

Нико Ассунсао успевал и активно преподавать: он регулярно проводил семинары по методике игры на басу и вёл курсы, посвящённые гармонии и импровизации. Оригинальный методический материал, который использовал музыкант, содержал множество упражнений с примерами его игры – впоследствии, в 2000 году, это интереснейшее учебное пособие было расширено, систематизировано и выпущено издательством “Lumiar”. Нико также участвовал в проведении летних джазовых фестивалей в Бразилии, всякий раз впечатляя аудиторию виртуозной техникой игры на контрабасе и бас-гитаре и потрясающе свободным владением импровизацией.

В июне 2000 года Нико работал в студии с гитаристом Нельсоном Фариа и барабанщиком Линкольном Шейбом над записью диска «Three», который, как считал музыкант, стал одним из самых важных в его карьере. Он же стал и его последним альбомом. А последняя живая запись выступления Нико, на которой он играет композиции со своего альбома “Tocando Victor Assis Brasil”, посвященного бразильскому саксофонисту Victor Assis, была сделана в «Mistura Fina» 30, 31 марта и 1 апреля 2000 года.

Вскоре после этого, во время европейского турне 2000 года, Нико плохо себя почувствовал и решил показаться врачам. Музыканту был поставлен страшный диагноз – рак лёгких на поздней стадии. 20 января 2001 года Нико умер, его прах был захоронен на кладбище Rodrigo de Freitas.

Про Нико Ассунсао говорили, что он опережает свое время. Не так давно у Иоанна Боско состоялся такой диалог со шведским тромбонистом, который пришёл в восторг, услышав соло с альбома “Zona de fronteira”: «Невозможно так сыграть соло на басу. Кто это?» – На вопрос удивлённого шведа Иоанн Боско немедленно ответил: «Это было Нико – великий бразильский басист!»

Источник