5 августа 1941 года в бразильской деревне Итайюполиш родился прославленный джазовый перкуссионист Аирто Морейра. Умение стучать и трясти предметами под зажигательную музыку с целью звукоизвлечения проявилось у мальчика раньше, чем он начал ходить. Дальше свои музыкальные таланты шестилетний Аирто демонстрировал в собственном шоу на местном радио. Занятия вокалом, фортепиано, гитарой – уже с 13 лет Морейра выступал как профессиональный музыкант в составе многочисленных танцевальных групп, в том числе с пионерами джаз-самбы «Sambalanço Trio», записывался с Гермето Паскуалем и «Quarteto Novo», был желанным гостем на телевидении и на концертных площадках. Успевал он и гастролировать по Бразилии, где собирал коллекцию редких народных инструментов.
В 1965 году Аирто знакомится со своей будущей женой – певицей Флорой Пурим, с которой через несколько лет они переезжают в США. Старт был удачным – Флора начала выступать с Мириам Макеба, а Аирто с Реджи Уоркманом, Джей Джей Джонсоном, Седаром Уолтоном. Но знакомство с басистом Уолтером Букером можно назвать судьбоносным – помимо того, что в будущем их дети поженятся, благодаря ему Морейра попал в мир избранных – он начал играть с Кэннонболом Эддерли, Полом Дэзмондом, Ли Морганом и Джо Завинулом. Последний рекомендует его Майлсу Дэвису, и Морейра вливается в коллектив трубача, принимая участие в записи альбомов «Live/Evil», «Live at the Fillmore», «On the Corner», «The Isle of Wight», эпохального «Bitches Brew», «Fillmore Sessions». Здесь зарождаются истоки джаз-фьюжна, и дальше Морейра будет играть со многими его видными представителями. В 1971 году это «Weather Report»: его игра звучит на дебютном одноимённом альбоме величайшей джаз-рок-группы. А в 1972 году Аирто вместе с женой вошел в первый состав команды «Return to Forever» Чика Кориа и принимал участие в записях, которые по праву считаются классикой жанра фьюжн.
Затем он покидает группу, и с тех пор выступает как бэнд-лидер, сочетая в своих сольных проектах джаз, поп, фанк, хип-хоп и этнические песнопения родной Бразилии.
Заработав репутацию изобретательного и талантливого перкуссиониста-виртуоза с богатой коллекцией используемых ударных инструментов (их более 120), Морейра работал в качестве сайдмена с самыми разными музыкантами – Стэном Гетцем, Эумиром Деодато, Куинси Джонсом, Хёрби Хэнкоком, Джорджем Дюком, Полом Саймоном, Гилом Эвансом, Гато Барбьери, Майклом Брекером и многими другими.
Джазом его деятельность не исчерпывается – он известен сотрудничеством с ударником Микки Хартом в проекте «Planet Drum» (удостоенном «Грэмми»), в котором они пытались привлечь внимание широких масс к перкуссионным инструментам вместе с мастером игры на конгас Джованни Идальго и виртуозом игры на табла Закиром Хуссейном. Еще один проект с участием Аирто – «Dizzy Gillespie’s United Nations Orchestra» – также завоевал премию «Грэмми» в категории «Best Live Jazz Album». Джаз, рок, этническое направление, современные музыкальные ритмы – Морейра в любом из них верен себе и остаётся очень выразительным музыкантом!