Джоан Брекин

6 июля 1938 года в маленьком прибрежном городке Вентура (штат Калифорния) на свет появилась великолепная джазовая пианистка и композитор по имени Джоанн Гроган (Joanne Grogan). Всем, кто хорошо знаком с её творчеством, она известна как Джоанн Брекин (JoAnne Brackeen) – повелительница фортепиано, единодушно почитаемая в джазовом мире как одна из лучших пианисток. Её искусство ставят в один ряд с творчеством Арта Тэйтума, Маккоя Тайнера и Чика Кориа. А изучая её легендарную карьеру, можно действительно обнаружить явную параллель с Пикассо, ведь, как и великий визуальный художник, Джоанн последовательно бросала вызов условностям, много раз переделывая себя и свое искусство.

Эта высокая, стройная, элегантная и необузданная дама обладает удивительной способностью гипнотизировать аудиторию своим исполнительским почерком, который отличается неожиданной креативностью и широким стилистическим диапазоном, эмоциональной глубиной и причудливостью духа. Недаром покойный ныне Билл Эванс отмечал её «феноменальные способности», а Тони Беннетт однажды описывал её как «провидицу необыкновенной глубины». Её игра виртуозна, роскошна и совершенно непредсказуема. «Бешеная», «очаровательная», «классическая», «удивительная» и «феноменальная» – вот лишь некоторые из часто повторяемых прилагательных, выбранных критиками и поклонниками, чтобы описать музыку Джоанн.

Она пришла к джазу в возрасте одиннадцати лет и целыми днями занималась тем, что подбирала на слух фортепианные соло с многочисленных записей. После переезда в Лос-Анджелес, с середины до конца 1950-х молодая пианистка уже играла со Скоттом Лафаро, Чарли Хэйденом, Доном Черри, Билли Хиггинсом, Чарльзом Ллойдом, Бобби Хатчерсоном, Декстером Гордоном и Артом Фармером. А также успела выйти замуж за саксофониста по имени Чарли Брекин, в браке с которым у неё родилось четверо детей.

Примерно в эти же годы талантливая девушка получила стипендию на обучение в лос-анджелесской консерватории, однако её студенчество было кратким, потому что академический подход её не устроил, и она решила совершенствоваться в джазе самостоятельно. В 1965-м, после развода со своим мужем, она решила взять в свои руки и собственную карьеру, переехав со своей большой семьёй в Нью-Йорк. И вот там её музыкальная жизнь заиграла новыми красками, потому что в течение многих лет ей приходилось выступать и записываться с такими «великими из джаза», как Фэроу Сандерс, Дейв Либман, Фредди Хаббард и Дэйв Холланд.

На протяжении всей своей карьеры пианистка работала «на полную мощность» на поле, где доминируют мужчины, «пробив стеклянный потолок» и практически став иконой для женщин в джазе. К примеру, в 1969-м году она стала первой и единственной женщиной, принятой Артом Блейки в ансамбль «Jazz Messengers», где проработала до 1972 года. Следующим преемником в партнёрстве с Джоанн стал Джо Хендерсон, с которым она играла с 1972 по 1975 годы. А в 1975-м её пригласил к себе в ансамбль Стэн Гетц, который после двухлетнего сотрудничества с Джоанн описывал её как «одну из самых оригинальных и творческих композиторов» в своей группе.

Безусловно, необыкновенная музыкальность не могла не сделать её фокусом внимания для многочисленных фестивальных площадок, клубов, звукозаписывающих лейблов и ещё многих и многих музыкантов, среди которых оказались Пол Чемберс и Сани Ститт, Вуди Шо, Ли Кониц и Джордж Бенсон. Однако чем больше на Джоанн стали сыпаться предложения о сотрудничестве, тем чаще она отвечала отказом, потому что для неё настало время идти своей дорогой. И где-то с конца 1970-х, когда Джоанн создала свою группу, она стала уделять приоритетное внимание своему собственному музыкальному голосу, продемонстрировав свои экстраординарные таланты более чем в двух десятках сольных альбомов, почти все из которых получили четырех- и пятизвёздочные отзывы критиков.

Сейчас Джоан продолжает гастролировать по всему миру и дает концерты почти во всех основных концертных залах мира, в том числе в «Carnegie Hall», «Kennedy Center», «Town Hall» и «Avery Fisher Hall». Она также выступала на каждом крупном европейском джазовом фестивале, в том числе в Стамбуле, Монтрё, Молде, Умбрии, Вене и Пори.

Кроме того, как последовательный новатор и плодовитый композитор, Джоанн создала библиотеку более чем из трехсот оригинальных работ. Как Пикассо, она тяготела к целым арсеналом оттенков и креативных подходов на протяжении своей карьеры – от би-бопа и латино до авангарда и абстракционизма. Её музыка провокационна, смела и заманчива для всех: начиная с участников группы, заканчивая поклонниками, которые никогда не упустят возможности получить порцию её джазовой магии. Грег Осби, Джавон Джексон, Дональд Харрисон, Теренс Бланчард, Брэнфорд Марсалис, Эл Фостер и Билли Харт – вот лишь некоторые из прославленных музыкантов, которые поделились острыми ощущениями от игры и композиций Джоанн.

А Джоанн, в свою очередь, как логическое следствие всей своей деятельности ощутила в себе потребность поделиться своими музыкальными знаниями и передать их другим. И, несмотря на то что всегда была исключительно самоучкой, она сумела подняться к профессорским вершинам и в настоящее время преподаёт в музыкальном колледже Беркли. Она также провела множество семинаров по всему миру, а её музыка была исполнена в различных университетах – таких, как «Harvard», «Duke», «Rutgers», «Notre Dame», «Northern Illinois», «Youngstown и The New England Conservatory».

Джоанн была удостоена множества наград, в том числе двух грантов от Национального фонда искусств, а также премии «State Department sponsorship» для тура по странам Европы и Ближнего Востока в середине 1980-х. Она была включена в документальный проект Кена Бернса – телевизионный документальный фильм «Джаз», а также в проект Роберта Л. Doerschuk, под названием «88 гигантов джазового фортепиано» (Huiksi, 2001). А также получила премию колледжа Беркли за «выдающиеся достижения в области образования», от организации ABI – звание «Woman of the Year 2001» и много-много других наград.

С началом 2000-х годов Джоанн регулярно записывалась для лейбла «Arkadia», на котором вышли два её альбома – лауреата «Грэмми»: «Pink Elephant Magic» (1999) и «Popsicle Illusion» (2000). Её последние работы – «Picasso-like Аngles» (концертный альбом 2003 года) и студийный альбом «Dr. Chu Chow» (2003) – получили блестящие отзывы. А сейчас она руководит своим новым квартетом с Рави Колтрейном на тенор-саксофоне, Айром Коулманом на контрабасе и Орасио Эль Негро Эрнандесом на барабанах и, по слухам, собирается выпустить два новых студийных альбома – «Live at Jazz Standard» и «Pepe’s Favorite Cartoon» с возможным участием Paquito D’Rivera.

Что ж, давайте пожелаем ей творческих успехов и покорения новых неизведанных горизонтов. Ведь как сказала о ней однажды Мариан МакПартланд: «Брекин, как и Пикассо, сломала условности, и, вероятно, – так будет всегда».

Источник